Тест – Ранний детский аутизм

Тест “Ранний детский аутизм”

Тест по РДА можно использовать преподавателям в средних и высших учебных заведениях при проверке знаний студентов.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_razdelu_rda_tereshchenko_i.a.docx 22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по разделу РДА

Автор-составитель: педагог-психолог Терещенко И.А.

1. Укажите название периода характеризующегося отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству:

2. Термин «аутизм» предложил:

3. РДА был выделен как отдельный клинический синдром в:

4. Кто из ученых занимался проблемой РДА?

Г) О.С. Никольская

5. Укажите вариант психического дизонтогенеза при РДА?

Б) задержанное развитие

В) поврежденное развитие

Г) искаженное развитие

6. Причины возникновения РДА:

А) имеют органическое происхождение

Б) имеют соматическую природу

В) хроническая психотравмирующая ситуация, вызванная нарушением эффективной связи ребёнка с матерью

Г) до конца не выявлены, достаточно противоречивы

7) Возможно ли точное установление первичного дефекта при РДА?

А) возможно, при углубленном диагностическом обследовании

Б) возможно только при наличии комплексной диагностики

В) точное установление первичного дефекта при РДА невозможно

8. Выделите основной клинический признак аутизма:

А) эмоциональная лабильность

Б) стереотипность в поведении

В) беспокойство в движениях

9. Развитие психических функций аутичных детей имеет серьёзные искажения:

А) с младенческого возраста

Б) с дошкольного возраста

В) с младшего школьного возраста

Г) с подросткового возраста

10 . Дифференциальный д иагноз РДА может установить:

А) детский психолог

Д) учитель – дефектолог

11. Установите соответствие :

Типы поведения аутичных детей группа

А) как активное отвержение II

Б) полная отрешённость от происходящего III

В) чрезвычайная трудность организации общения IV

Г) как захваченность аутистическими интересами I

Правильный ответ: А – II ; Б – I ; В – IV ; Г – III

12. Интеллектуальное развитие аутичного ребёнка может находиться в пределах:

А) IQ от 70 и выше

Г) все варианты возможны

13. Укажите, какие меры организации лечебно-реабилитационной работы могут осложнить состояние аутичного ребёнка:

А) периодические госпитализации

Б) дневной стационар

В) амбулаторное лечение

Г) все варианты возможны

14. Обязательные участники коррекционной работы с аутичным ребенком?

А) родители или лица их заменяющие

Б) врачи, психологи, логопеды

В) родители, врачи, психологи, логопеды, дефектологи и др.

15. Определите одно из первостепенных направлений коррекционной работы с аутичными детьми:

А) развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации

Б) отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующих ребёнка

В) обучение детей приёмам саморегуляции, самообладания

Г) обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

16. Потенциальные возможности аутичного ребёнка быстрее проявляются при организации:

А) фронтальных занятий

Б) индивидуальных занятий

В) в малых подгруппах

Г) все варианты верны

17. Укажите программу детского образовательного учреждения – сада, которая наиболее приемлема в работе с аутичными детьми:

А) программа «Детство»

Б) программа «Детский сад – дом радости»

В ) программа «Сообщество»

Г) программа «Триз»

18. Какая образовательная программа может быть рекомендована ребенку с РДА?

Б) программа специальной (коррекционной) школы VIII вида

В) программа специальной (коррекционной) школы V вида

Г) зависит от интеллектуальных особенностей, способов контакта с окружающим миром

19. Возможно ли получение профессиональной подготовки для лица с РДА?

В) возможно при наличии специализированной помощи на всех этапах жизненного становления

20) Назовите основные принципы организации коррекционной помощи аутичному ребенку

А) адекватное оценивание его реального “эмоционального” возраста с целью нивелирования выраженной эмоциональной незрелости

Б) точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением

В) должны быть активно задействованы все его близкие

Методы обследования детей с аутизмом

По диагностическим критериям, прописанным в общепринятых международных системах диагностики и классификации (DSM-IV Американской Психиатрической Ассоциации и МКБ-10 Всемирной Организации Здравоохранения), аутизм – сквозное нарушение развития, при котором должно наблюдаться как минимум шесть симптомов из предлагаемого списка: отсутствие социальной или эмоциональной взаимности, стереотипный или повторяющийся характер использования речи, постоянный интерес к определённым деталям или предметам и т.п.

Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трёх лет, и характеризоваться задержкой развития либо отклонениями в социальных взаимодействиях, использовании речи при общении, а также проблемами участия в символических или требующих воображения играх.

В основе диагноза «аутизм» лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства. Известно, что признаки аутизма обнаруживаются иногда с раннего детства, когда ребенок ни телесно, ни эмоционально не отзывается на участие окружающих его взрослых. Позднее можно выявить у ребенка значительные отличия от возрастной нормы: сложности (или невозможность) построения коммуникации; овладения игровыми и бытовыми навыками, способности их переносить в новую обстановку и т.п. Кроме этого, у ребенка могут проявляться агрессия (самоагрессия), истерика непонятной причины, стереотипные действия и предпочтения т.п.

Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

  • наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста часто симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
  • часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
  • родители, которые замечают “необычность” своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Кроме этого, аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Все методы обследования можно разделить на следующие:

  • неинструментальные (наблюдение, беседа);
  • инструментальные (использование определенных диагностических методик)
  • экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
  • аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Существует множество методов аппаратной диагностики:

  • электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
  • реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
  • магнитно-резонансная томография– МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
  • компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
  • кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.

Одним из общепринятых методов аппаратурного обследования детей с аутизмом является диагностика особенностей структуры мозга. При этом полученные результаты являются очень разнообразными: у разных людей с аутизмом обнаруживают аномалии в различных отделах мозга, но до сих пор не определена специфическая мозговая локализация патологии, присущая только аутизму. Однако, даже если не выявляется какая-либо патология мозга, все равно идет речь об аутизме как органическом поражении, вызванном, например, нарушением связи между различными отделами мозга, что трудно обнаружить при диагностике.

Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дизбактериоза. Ведь известно, что аутистические расстройства часто сопровождаются, например, поражением кишечника. Конечно, желательно каждому ребенку, у которого обнаружены особенности развития по аутичному типу, пройти углубленное медицинское обследование, включающее оценку зрения и слуха, а также полное обследование у педиатра и невролога. Но следует знать, что сегодня не существует специфических лабораторных исследований для определения нарушений аутистического спектра.

За границей для диагностики раннего детского аутизма чаще всего применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения.

  • Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
  • Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist – ATEC)
  • Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)
  • Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
  • Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).
  • Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)

Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала Вайленда) постепенно становятся популярными в России и Украине, при этом никаких сведений про адаптацию и стандартизацию этих методик у нас нет, а перевод чаще всего осуществляется самими педагогами.

К большому сожалению, довольно часто встречается ситуация, когда специалисты не только психолого-педагогического, но и психиатрического профиля «ставят» диагноз, ориентируясь на устные или письменные ответы родителей по вопросам анкет. Одна мама, которая обошла со своей 2,5-летней девочкой 5 психиатров, поделилась своим наблюдением за диагностической процедурой: «На ребенка практически не обращают внимания, задают мне одни и те же вопросы, и я уже уловила закономерность: при каких ответах нам могут поставить тот или иной диагноз».

Несомненно, есть и другие, пусть редкие, но положительные примеры, когда специалист имеет не только опыт, но желание и умение всесторонне обследовать ребенка. И можно только мечтать о том, чтобы таких специалистов становилось у нас все больше. Ведь на самом деле, диагноз «аутизм» может быть поставлен только после проведения углубленной клинической оценки, основанной на признанных по международным стандартам критериях.

А это точно аутизм?

От автора: Для того, что бы понять, что с нашим ребенком, мы бежим за помощью к различным специалистам. В основном, родители обращаются к детским психологам и дефектологам за постановкой диагноза. Но, зачастую этими действиями только теряют драгоценное время (если мы говорим не о комплексном стационарном обследовании).

Статья предназначена не только для родителей, но и для психологов (педагогов), которые на основании своих субъективных предположений ставят диагноз АУТИЗМ и начинают коррекционную работу без убедительных медицинских доказательств.

Цикл моих статей про аутизм продолжается, и сегодня мы поговорим об обнаружении данного заболевания у ребенка.

Начну с того, что до 3 лет ребенку с аутизмом очень часто ставят ошибочный диагноз (в 80%).

Аутизм могут спутать с умственной отсталостью, невропатией, детской шизофренией, и сенсорной алалией. И наоборот, специалисты, видя отрешенность и стериотипии в поведении ребенка, ставят ему аутизм.

Как избежать ошибки?

Во-первых, диагноз ставится только врачом (!). Многие родители изначально бегут к психологам, дефектологам и логопедам, для того, что бы им подтвердили или опровергли их опасения – это неверный ход! В первую очередь, при любых задержках или искажениях в развитии необходимо консультироваться с неврологом или психиатром!

Далее, диагностика данного заболевания осуществляется в несколько этапов:

  • Диагностический скрининг. Это сбор первичной информации, о ходе развития дефекта. Главное, что вы должны запомнить, что на основании данного скрининга НЕ СТАВИТСЯ ДИАГНОЗ! Делается только предположение о нем. Скрининг рекомендуется проводить в 9, 18, 24 месяцев жизни ребенка. Что в него входит? Множество диагностических методик и анкет для родителей. Вот самые известные:
  • Экспресс-оценка аутистических проявлений – ADOS (Давид Гродберг, 2011);
  • Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT (Robins,Fein & Barton,1999);
  • Социально-коммуникативный опросник – SCQ1 (Майкл Раттер (Michael Rutter, M.D., F.R.S.);
  • Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2015)
  • Диагностика и дифференциальная диагностика (разграничение данного состояния от других схожих состояний) аутизма, которая проводится психиатром. Сюда входит:
  • Субъективное психопатологическое обследование: сбор анамнеза, наблюдение за больным, оценка по шкале оценки выраженности детского аутизма («Childhood Autism Rating Scale» – CARS) [Schopler E.et al., 1988].

CARS – Рейтинговая шкала детского аутизма, стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях: взаимоотношения с людьми; имитация; перцепция (зрительный контакт, реакция на слуховые раздражители, вкус, обоняние и осязание); эмоциональный ответ; тревожные реакции и страхи; моторика, координация. движений; игра (использование предметов); адаптация к изменениям; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация; уровень активности; уровень и постоянство интеллектуальных ответов; общее впечатление.

Магнитно-ядерно- резонансное исследование;

  • После медицинского обследования наступает третий этап – этап обследования развития ребенка, который проводится педагогами и/или психологами. Он представляет собой уточнения индивидуальных особенностей ребенка и течения заболевания, характер его коммуникативных особенностей, познавательных функций и т.д.

Это обследование производится при помощи психодиагностических методик и метода наблюдения. Методики могут быть стандартные, из набора психологического инструментария, или специализированные тесты, например Психологообразовательный тест (РЕР).

И только после всех этих манипуляций, возможно выявить нарушения с названием РАС.

Запомните, Вы можете ходить ко множеством психологов и педагогов, которые выставят свое ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о том, что у ребенка Аутизм, НО, только медицинское обследование (невролог, психиатр) выявит этот диагноз более точно!

Для чего это нужно?

Дело в том, что многие нарушения очень похожи на РАС, особенно, если мы говорим о неспецифических его проявлениях (F 84.1- F 84.8). Но, методы коррекции данных нарушений существенно различаются друг от друга. Не поставив точного диагноза, Вы рискуете потерять драгоценное время ранней коррекции, которое может существенно влиять на течение и исход любого заболевания!

Советую помнить об этом не только родителям, но и педагогам (психологам), которые на основании своего субъективного предположения производят коррекционную работу с детьми!

Требушенкова Олеся Юрьевна,

Детский, семейный психолог, дефектолог.

Тесты на аутизм

Аутизм – это расстройство психики, вызванное патологиями головного мозга, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

При заболевании наблюдается: отставание умственного развития, небольшой словарный запас вплоть до отсутствия речи, проявление агрессии и многое другое. Симптомы заболевания проявляются в раннем детстве. Тест на аутизм позволит диагностировать заболевание и своевременно начать лечение.

Виды аутизма

  1. Синдром Каннера – больной изолируется от окружающих людей. Речь слаборазвита.
  2. Синдром Аспергера– общение сведено к минимуму, больной плохо владеет мимикой и жестами. Отличается отличным логическим мышлением.
  3. Синдром Ретта – встречается только у девочек. Первые признаки обнаруживаются на 7–8 месяце жизни. Весь организм ребенка слабо развит. Лечение практически не дает результата.
  4. Атипичный аутизм– характерен для подростков и взрослых. Причиной является тяжелое поражение головного мозга из-за травмы или болезни. Характерно нарушение речи, беспорядочные движения и отсутствующий взгляд.

Тесты для диагностики аутизма

Диагностика аутизма проводится по определенным критериям, в сравнении с которыми лечащий врач может оценить поведение и состояние пациента. Ранняя диагностика и своевременное лечение даст возможность улучшить качество жизни. Результативность лечения отслеживается с помощью теста АТЕК.

Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей, подростков и взрослых. Любой тест можно пройти самостоятельно (например, онлайн-тест в Интернете) – для этого заполняется опросник, и по количеству набранных баллов определяется результат. Полученные данные не являются окончательным диагнозом.

Виды тестов на аутизм:

  1. Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ).
  2. Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC).
  3. Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

Скрининговые тесты

Тесты на аутизм требуются для выявления признаков заболевания у детей, подростков и взрослых. Они предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.

M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей с риском развития заболевания в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Может проводиться как во время медицинского осмотра, так и на приеме специалиста. С помощью теста ставится предварительный диагноз.

Тест состоит из 23 вопросов, ответы на которые могут быть получены из наблюдения родителей за ребенком. К каждому вопросу есть несколько вариантов ответа. Два и более совпадения с предложенными вариантами являются серьезным поводом для получения консультации у специалиста данного профиля.

CARS – Диагностическая шкала раннего детского аутизма. Это один из наиболее распространенных тестов на аутизм в США. Служит для начального скрининга признаков заболевания и степени тяжести. Основанием для ответов служит поведение ребенка, его общение и игры.

Тест рекомендован для детей от 2 до 4 лет. Вопросы разделены на 15 групп. К каждому из них дается 4 варианта ответа с разным количеством баллов, позволяющих полнее выявить картину отклонения. В тестировании необходимо участие всего близкого окружения ребенка.

Полученная сумма баллов определяет тяжесть заболевания:

  • 15–30 – аутизм исключен;
  • 30–36 – аутизм в легкой или средней форме;
  • cвыше 36 – тяжелая степень аутизма.

При прохождении теста несколькими людьми (родители, старшее поколение, воспитатели) берется средняя сумма баллов. Для подтверждения диагноза требуется обратиться к врачу и пройти дополнительные исследования, исключающие органическое поражение мозга.

ASSQ – используется для обнаружения признаков аутизма у детей и подростков с 6 до 16 лет. На вопросы отвечают родители или пациент для самодиагностики. Тест состоит из 27 вопросов, охватывающих общение со сверстниками, поведение, игры. На каждый из вопросов дается 3 ответа.

Результат определяется по сумме баллов:

  • до 19 – отсутствие заболевания;
  • 19–22 – есть вероятность болезни;
  • от 22 и выше – аутизм.

Диагностические тесты

Тесты на аутизм используются для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Подходят для всех возрастных групп.

ADOS – Шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. Тест ADOS состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.

Определение нужного модуля индивидуально и зависит от возраста и навыков речи пациента:

  • 1 модуль – для детей, говорящих отдельными словами;
  • 2 модуль – для детей, использующих предложения из нескольких слов;
  • 3 модуль – для свободно общающихся детей;
  • 4 модуль – для свободно общающихся подростков и взрослых.

При проведении 1 и 2 модуля ребенок и врач передвигаются по комнате. Тестирование проходит в игровой форме.
Для подростков и взрослых достаточно беседы за столом.

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа.

ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Этот онлайн-тест предназначен для оценки результата от любой методики. Вопросы АТЕК разделены на 4 части (речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение), баллы набираются в зависимости от ответа на них.

Также подсчитывается общее количество баллов. Итоги теста:

  • 10–15 – аутизм отсутствует;
  • 15–30 – небольшая задержка развития;
  • 30–40 – легкая степень аутизма;
  • 40–60 – средняя степень;
  • 60 и выше – тяжелая степень.

Отслеживание эффективности лечения требует последовательного введения новых методик. Для мониторинга процесса лечения необходимо заполнять до 10 форм АТЕК с периодичностью в 2–3 месяца. Оказать влияние на результат терапии может применение медикаментов для лечения сопутствующих заболеваний. Их введение также должно быть постепенным и тщательно отслеживаться.

Научно доказано, что, независимо от вида, аутизм не лечится. Но жизнь больных можно улучшить, если использовать методики, позволяющие обучать самообслуживанию, разговорной и письменной речи, несложным рабочим навыкам. Чем раньше начнется лечение, тем лучше будут его результаты.

Особое внимание необходимо обратить на поведенческую терапию и максимальную адаптацию к окружающей среде. Аутист способен стать полноценным членом нашего общества и даже известной личностью.

Автор: Ольга Рогожкина, врач,
специально для Mama66.ru

Читать еще:  Вирус Зика (Virus Zika) симптомы, способы передачи, как лечить, профилактика.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector