Питание христианина

Питание христианина

Многие христиане стремятся находиться как можно ближе к Господу. Это выражается в образе жизни, главным составляющим которого является питание. Вопрос, которым задается большинство верующих: как определить наиболее подходящую для христианина пищу и рацион ее употребления?

На сегодняшний день существует несколько теорий относительно питания христианина, но большинство из них исходят больше от человека, чем от Бога. По этому поводу существует два основных мнения: первое о том, что человек от природы, а потому по велению Господа, должен придерживаться системы вегетарианства на принципах сыроедения; а второе мнение заключается в том, что все живое, подаренное нам Богом, нужно употреблять в пищу, ведь животные питаются себе подобными, и почему же человек должен воздерживаться.

Что говорит Библия о питании христианина

Если следовать библейским указаниям, то Библия поддерживает в неком роде оба мнения, но при этом они не противоречат друг другу. А именно, в Старом завете указано, что все деяния, а также чем питается или не питается человек, осуществляется для Господа.

Изначально, еще при создании всего живого и в частности человека, Бог предназначил отдельные продукты каждому виду: семена, злаки, деревья и их плоды, траву и другие плоды земли человеку, а также траву и деревья животным и птицам (указано в Быту 1:29-30). Как видим, по началу человек действительно питался исключительно пищей растительного происхождения и, по-видимому, в сыром виде.

В дальнейшем, после потопа, климат кардинально изменился и в таких суровых условиях человек не мог выжить, если бы не употреблял мясо и другие продукты животного происхождения. Библия гласит, что сам Бог разрешил изменить способ питания, употреблять в качестве пищи все, что растет и движется (Быт 9:3).

Поэтому большинство христиан придерживаются мнения о том, что все созданное Богом тесно связано, необходимо и предназначено для использования в жизни. Следовательно, нет ничего греховного ни в способе питания исключительно растительной пищей, ни во всеядном способе, главное, чтобы употребляемое не вредило здоровью.

Основные правила питания христианина

Особые строгие правила по питанию христианина действуют в периоды поста и по большим церковным праздникам. Общих правил верующего немного, всего три, они хотя и на первый взгляд простые, но очень важные. Если им следовать и поддерживать, то они станут залогом здорового питания.

  1. 1 Не допускать ожирения. Это не только внешний недостаток, но и болезнь, которая постепенно все больше вредит здоровью и уменьшает продолжительность жизни.
  2. 2 Избегать переедания, ведь чревоугодие греховно. Пища нам дана Господом для того, чтобы поддерживать нормальную работу организма, а не для удовольствия и злоупотребления. По христианским принципам нужно есть ровно столько, сколько требует организм.
  3. 3 При большом ассортименте продуктов, нужно выбирать те, что действительно приносят пользу организму, а не приводят к ожирению и другим болезням.

Все эти правила взаимосвязаны и взаимодополняющие, не поддержание хотя бы одного приведет к нарушению других. Игнорирование этих правил Библия называет грехом.

Распространенные заблуждения

При любой системе питания или образе жизни в целом Библия не допускает крайностей. Каждый христианин знает, что древние апостолы, пророки и священнослужители часто отказывались от пищи или от полноценного питания. Сегодня многие служители Божие, миссионеры или просто верующие, стремятся также через это пройти, надеясь на помощь Господа. Это неправильно, все примеры страдальцев и святых поддерживают некую небесную цель, преследуют идею, из-за которой Бог помогал справиться с трудностями и жертвами. Делать это просто так или из своего собственного усмотрения не то что не нужно, но и не рекомендуется, ведь это только беспричинный вред здоровью.

Неверное мнение и о том, что Иисус человеческие болезни забрал на крест, поэтому можно не поддерживать здорового образа жизни и питаться кое-как. Во-первых, Христос забрал наши грехи, а во-вторых, важно не просто не болеть, но и беречь свое здоровье.

Питание во время поста

На протяжении года начисляется много постных периодов, но самый важный для каждого христианина – это Великий пост. Период Великого поста самый долгосрочный и наиболее значимый. Главная цель соблюдения поста – укрепить любовь к Богу и всего окружающего, созданного им, а также искупить грехи, очиститься духовно. Каждый христианин во время поста должен исповедаться и причаститься, а также воздерживаться от торжественных праздников, подобных дню рождению или свадьбе.

Не маловажное место в период любого поста занимает питание. Начисляется несколько основных правил питания во время поста:

  1. 1 Первый и последний день поста желательно обходится без пищи, если это позволяет здоровье, возрастная категория (детям и пожилым людям голодать запрещено) и другие особенные обстоятельства (беременность, кормление грудью, тяжелая работа и т.д.). Воздержание в течении дня ни в коем случае не повредит взрослому человеку, а наоборот поспособствует здоровью, ведь это и есть так называемые разгрузочные дни. В остальное вркмя нужно питаться умеренно, исключительно постной пищей.
  2. 2 Мясо желательно исключить с рациона. Растительное масло и рыбу разрешается употреблять только в праздничные дни, по субботам и воскресеньям.
  3. 3 Первая и последняя неделя поста самая строгая.
  4. 4 Во время поста запрещено употребление алкогольных напитков и специй.
  5. 5 Чтобы без особых трудностей поститься, рекомендуется накануне поста заготовить необходимые, разрешенные продукты и воздерживаться от покупки запрещенных.
  6. 6 Ни в коем случае не разрешается отказываться от пищи на весь постный период.
  7. 7 В конце первой недели Великого поста христиане готовят колево (пшеничная каша с медом), освящают его и едят всей семьей.
Читать еще:  Дисбактериоз у детей

Наиболее подходящими продуктами для поста считаются:

  • различные каши на воде постные, без масла;
  • хлеб с высевками;
  • фрукты;
  • овощи;
  • грибы;
  • орехи.

Конечно же, подходят и другие продукты, главное – чтобы они были постными и не вредили здоровью.

Нужно ли худеть православной женщине?

Нужно ли худеть православной женщине?

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Вопрос о похудении настолько актуален и популярен, что весь интернет утыкан разного рода рекламами о том, как сбросить лишние килограммы.

Конечно, дыма без огня — не бывает.

Магазины, буквально — ломятся от изобилия продуктов, названия которых исчисляется тысячами. Макдональдсы, кафе, рестораны и прочие заведения кухонного характера, буквально-таки повсюду. И, как результат от изобилия еды — всеобщее «объядение». Поправляются все, и мужчины и женщины. Но, как правило, женщины более страдают от избыточного веса, чем мужчины.

Кажется, выход только один — худеть!

Отсюда рождается вопрос: Как Церковь относится к диетам и прочим инструментам для похудения. И вообще — нужно ли худеть православной женщине?

На данные вопросы отвечает православный врач и священник — протоиерей Сергий Филимонов:

— В отношении похудения православной женщины какого-то специфического ответа у Церкви нет. Этот вопрос имеет две стороны: медицинскую и духовную. С медицинской точки зрения женщине надо худеть, если у неё появились проблемы с обменом веществ, развивается гипертоническая болезнь, сахарный диабет, другие заболевания. Лишний вес может вызвать проблемы с органами дыхания и кровообращения. Нередко женщины поправляются после приёма лекарственных препаратов, особенно гормонов. Иногда это связано с нарушением функций щитовидной, поджелудочной, половых желёз. От стрессов, нервных срывов, перенесённых инфекций могут развиваться такие эндокринные заболевания, которые приводят к увеличению массы тела. В этих случаях женщина может обратиться к специалистам-врачам за консультацией и назначением специальных диет.

Проблемы у женщины из-за лишнего веса могут возникнуть и в семейной жизни, если муж не воцерковлён. Он видит, что его жена из-за полноты теряет былую привлекательность. После родов мамочка нередко прибавляет в весе. Если семейные отношения строились на страсти, а не на глубоких нравственных основах, муж может начать поглядывать «на сторону». Поэтому, если женщина знает о таком отношении к ней мужа, и вынужденно соблюдает диету, способствующую похуданию, она заботится о сохранении своей семьи. Хотя подчеркну, что всегда на первом месте должна стоять её молитва и упование на Бога, а уж на втором забота о похудании.

Полнота может мешать и самой женщине – человеку более изящного телосложения легче выполнять свои обязанности по дому и на работе. Это то, что касается медицинских и житейских аспектов, которые могут быть основанием, чтобы духовник благословил женщину на похудание.

Рассмотрим духовный аспект. Тут важна мотивация. Девушка, которая хочет выйти замуж, прежде всего должна заботиться о красоте своих добродетелей. Супруга-христианина должны привлекать прежде всего её скромность, терпение, послушание, мягкость, нежность, молитвенность и тому подобное. Конечно, при знакомстве внешний вид тоже имеет значение, и если девушка заботится о нём ради замужества, это также имеет своё оправдание. Но если этим занимается замужняя или разведённая женщина для того, чтобы привлекать внимание мужчин и вступать с ними в блудные отношения, то посредством похудания она воспитывает в себе следующие страсти: похоть, блуд, тщеславие, превозношение, гордость и другие. В этом случае стремление к похуданию совершенно определённо имеет греховный характер.

Некоторые женщины навязчивой идеей похудания доводят себя до грани психических заболеваний, буквально считают, на сколько граммов в день они поправились. Здесь мы сталкиваемся с нарушением второй Заповеди Божией – «не сотвори себе кумира». Для людей, занимающихся бодибилдингом, собственное тело часто становится идолом, что взращивает в них самолюбие, тщеславие, превозношение, самолюбование. Человек начинает поклоняться самому себе, делает кумиром, т.е. объектом поклонения своё тело. Так и с похуданием. Это может стать определённой «религией» человека, только она связывает не с Богом, а со своим эго, с собственным «я». В некоторых случаях эта психологическая зависимость приводит женщин к серьёзным отклонениям. Я видел таких несчастных, которых Господь лишал разума, у них развивалась анорексия – прогрессирующее самоограничение в еде при сохранности аппетита, обусловленное нарушением восприятия своего тела. Они не могли больше употреблять пищу – возникала рвота, они приходили на приём – в прямом смысле — кости, обтянутые кожей. Приходилось ставить им капельницы, вливать в организм препараты, специальное питание для организма, чтобы эти женщины не погибли.

Читать еще:  Дисбактериоз кишечника симптомы, лечение, степени

Здесь мы видим неправильную мотивацию похудания, доводящую до духовной прелести, когда человек не желает смириться с Промыслом Божиим, а живёт по своей воле. Такое похудание имеет демоническую основу и для женщины губительно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковная диета. За и против

Танюшка сидела напротив и, морщась от отвращения, пыталась выпить какую-то грязноватую вязкую жидкость, похожую на обойный клей.
– Это что у тебя? – поинтересовалась я.
– Протеиновый коктейль. Он разбухает в желудке, создавая ощущение сытости. Есть не хочется совсем. Я же худею! На диету села, коктейльчик пить буду по утрам вместо завтрака. На вкус гадость редкостная, но говорят, полезный, и похудеть можно быстро.
– Ой… – я могла только вздохнуть…

Должна заметить, что моя коллега Таня, двадцати трех лет отроду, очень привлекательная девушка с красивой фигуркой, почти 90-60-90. Грудь выдающаяся, талия при ней, нигде ни складочки, ни “жиринки”, восточными танцами занимается. Ну, спрашивается, зачем ей худеть? Куда? Дорогие девушки! Зачем вы с собой такое делаете? Не то, чтобы я против диет, но давайте разберемся.

“ЗА” диету

Про алкоголь вообще молчу. Итак, после всех исключений вредин-врачей получаем наше меню: легкий суп, каша, паровые котлетки, куриное мясо, отрубной хлеб, овощи, фрукты. Чем Вам не питание? Это, между прочим, диета! Причем, полезная во всех отношениях. Легкая пища хорошо усваивается организмом, после нее нет тяжести в желудке, прекрасный обмен веществ. Организм сам при таком питании начнет выводить ненужные шлаки и лишние жировые отложения.

Есть еще приятный бонус: Когда Вы питаетесь ежедневно в режиме “лайт” и организм не перегружен борьбой с вредной пищей, всегда при желании можно себе позволить съесть всё, что захочется! Представьте, Ваши подруги на Дне рождении томно вздыхают по тортику, а Вам можно! Вы ведь на “умной” диете. Помните: питаться нужно регулярно, полноценно, легко и вкусно. Хотите один-два дня разгрузочных? Пожалуйста! Ешьте только постную пищу: овощи и фрукты, можно побольше.

“Против” диеты

Результатом диеты может быть совсем не похудение, а выпадение волос, ломкость ногтей, бледный нездоровый цвет лица. И это в лучшем случае. В худшем – гастрит, язва, больничная койка. Вы – молодая девушка, без волос, с синяками под глазами, больная, зато на диете! Знаете, почему практически все любительницы диет и голодовок сильно поправляются после окончания диеты? У организма шок: его не кормят на протяжении длительного времени, не дают “строительных материалов” для нормальной жизнедеятельности, поэтому, когда наконец-то хозяйка заканчивает диету, организм “откладывает” про запас максимум питательных веществ на случай повторной голодовки в подкожный и внутренний жир.

Отсюда вывод: кормите себя регулярно, умеренно, не передайте, не голодайте, не перегружайте организм, тогда он просто будет работать в нормальном режиме, и Вы будете пребывать в своей природной форме. А если у Вас от природы широкая тазобедренная кость, то диетами здесь не поможешь. Принимайте себя такую, какая есть! Обвис живот – тогда лучше в спортзал!

А что делать, если кушать хочется всегда? Особенно на ночь! Вот здесь понадобится сила воли, которую Вы тратите на отказ от нормальной еды. Кушайте всё, но по графику. И отступить от графика ни-ни! Вообще-то чрезмерный аппетит бывает от безделья. Я по себе знаю: как только свободный выходной – так жевание не прекращается целый день. Займите себя чем-то! Посетите фитнес клуб, научитесь крестиком вышивать, или что-нибудь еще. Есть нужно для того, чтобы жить, а не наоборот.

Я не претендую на истину последней инстанции, питайтесь, как хотите. Возможно, для кого-то подходят периодические голодовки, для кого-то постные дни, кто-то хочет есть только овощи и фрукты. Прислушаетесь к своему организму: если он настойчиво хочет мяса или бутербродик со сливочным маслом, значит, ему нужны витамины, содержащиеся в этих продуктах. Позвольте себе отварную курицу и кусочек белого хлеба с маслом, съешьте это с удовольствием и пользой, не истязайте себя протеиновыми коктейлями “потому что я на диете”.

Окончание моей истории печальное. Таня конечно похудела. Только другим способом. От неправильного питания организм дал сбой: сначала гастрит, потом аппендицит, операция. Вышла с больничного “дохленькая” фигурка, с изрядно уменьшившийся грудью и не сильно аппетитной попой. Танцами ей теперь долго нельзя заниматься. Эта история реальная. Надеюсь, она чему-то научит любительниц худеть, и Вы будете всегда на “правильной” диете!

Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание

Татьяна Александрова: Не верю, что Богу угодна фигура «грушей»!

Я посты начала соблюдать очень давно, всего имею опыт в 30 лет. Долгое время старалась придерживаться устава. «Рыбу можно – рыбу нельзя», «в первую неделю Четыредесятницы до среды вообще не есть», «масло разрешается только по субботам и воскресеньям» и т.п. Мне это не трудно. И даже Великий пост с маслом по выходным.

Но где-то после тридцати пяти такая жизнь стала давать прибавку в весе примерно килограмм в год (бывали колебания, но тенденция неуклонная). А теперь посчитайте за пятнадцать лет (плюс некоторые гормональные нестроения).

Читать еще:  Эпидемиология дисбактериоза кишечника

В 47 лет я начала заниматься фитнесом. И тренеры объяснили, что мне нельзя углеводную пищу во второй половине дня. И есть надо часто, чтобы обмен не останавливался. Попробовала. Действительно, так оно и есть. Вне поста все получается легко. А в пост есть определенные сложности. Потому что, придя после четырех пар преподавания, благочестиво ограничиться капустным листом невозможно.

В общем, стала я над этим всем думать и пришла к неутешительным выводам. Посты хороши только для людей с быстрым обменом веществ. Для людей с медленным обменом они вредны. Отсюда и распространенная в православии фигура грушей, в том числе у священников, которых постоянно винят в обжорстве и чревоугодии, и напрасно. Просто обмен не у всех хорош и перерывы между приемами пищи большие.

С одной стороны, можно сказать: да подумаешь, какая фигура, мы же в Царство небесное стремимся, по сравнению с ним это мелочи!

Оно, конечно, так. Однако прежде чем попасть в Царство, надо достойно дожить эту жизнь и по возможности никому не стать обузой.

Поэтому я для себя рацион строю так, как считаю нужным. Если я считаю, что мне нужно есть рыбу в среду и пятницу, я буду ее есть и даже не стану спрашивать священника. У него нет медицинского образования, чтобы ставить мне запреты. Если я не могу зеленый чай без молока, я буду пить его с молоком даже в пост. Хотя могу пить черный без молока или с сахаром, и тот же зеленый – с медом.

И даже каяться в этом я не буду, потому что у меня есть грехи и пострашнее. Может, когда-нибудь покаюсь, если осознаю это как грех.

Лично у меня никаких проблем нет. Для себя я со всем разберусь.

Идею поста я люблю и от нее не откажусь. И Великий пост буду стараться проводить поближе к уставу.

Но вот задуматься о приходском уставе поста на уровне священноначалия, я считаю, необходимо. Чтобы не надумывать людям лишние грехи. Не верю, что Богу так уж угодна эта пресловутая фигура грушей. Надо как-то сообразовать устав с возможностями и потребностями.

Протоиерей Александр Ильяшенко: В чем заключается главная цель поста?

Протоиерей Александр Ильяшенко

У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой длинный язык? Как говорят Святые отцы, «Постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Постные правила написаны тем, у кого нет явных проблем со здоровьем. Пост способствует более глубокой и более чистой молитве.

Если у человека нет возможности, по состоянию здоровья и обмена веществ, строго поститься, ему важно помнить, что речь идет о душе, а не о желудке. Если физическое состояние препятствует строгому соблюдению поста, то нужно прислушаться к советам врача.

Пост должен быть путем в Царствие Небесное, а не в больницу. Нельзя за важными вещами забывать о самых важных.

Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.

Это вовсе не было преступлением Заповеди Божьей, это было проявлением настоящей христианской любви к голодному путнику. Святитель Спиридон не забывал основные цели духовной жизни, мы же часто путаем главную цель и то, что способствует ее достижению.

Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души.

Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. Живи так, как Богу угодно, всё остальное приложится.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector