Психология младенца или что нужно знать будущей маме

Психология младенца или что нужно знать будущей маме

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка – все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде – с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы “запускают” процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это – тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное – это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.

Читать еще:  Первая неделя после родов. Мать и ребенок.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего – это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения – вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца – способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Новорожденный ребенок в возрасте 3 недели

3 недели новорожденному — это время, когда у малыша появляется первая мимика. Кроха становится еще милее и красивее, у него проходит физиологическая желтуха, кожа становится естественного оттенка. Правильный уход, питание, забота помогают быстрее развиваться его физическим и эмоциональным навыкам.

Читать еще:  Ребенок три недели, развитие, что происходит, как ухаживать. Мать и ребенок.

Что умеет новорожденный в три недели

К трем неделям у деток подживает пупочная ранка, они становятся крепче, выносливее, подрастают (до 1 см) и прибавляют в весе до 250 г. Череп малыша, чуть измененный при прохождении через родовые пути, принимает свою нормальную форму. Ребенок не только спит и кушает, но и проявляет все больше активности. К вечеру бывают капризы из-за переизбытка эмоций и усталости.

Движения

Движения ручек и ножек крохи становятся более упорядоченными. Мышцы тела более крепкие, чем при рождении. Что умеет трехнедельный ребенок:

  • лежа на спинке, малыш хватает и сжимает ваши пальцы, пытается подтянуться, держась за них;
  • удерживает голову до 15 секунд, потом роняет ее, отдохнув, пытается снова поднять голову;
  • ему уже комфортнее лежать на животе, выкладывание на животик тренирует мышцы малыша;
  • произносит звуки, гулит;
  • появляется первая мимика;
  • малыш двигает ножками, «бежит», если, придерживая, дать ему опереться о твердую поверхность.

После рождения детки почти не реагируют на звуки. К трем неделям они начинают реагировать на шепот, тихую речь. Непривычные звуки настораживают ребятишек, они замирают, прислушиваются. Громкие звуки их пугают: малыш может вздрогнуть, расплакаться. Для развития слухового аппарата ребенка разговаривайте с ним, пойте песенки, говорите с разной интонацией и скоростью.

Малыш уже отличает голос мамы от других голосов. Спокойная разговорная речь других членов семьи, обращенная к крохе, обогащает, ускоряет его развитие.

Зрение

В три недели детки видят расплывчато, нечетко. Они хорошо различают крупные яркие предметы. Легче всего им распознать четкие черно-белые силуэты, картинки и крупные игрушки красного цвета. Ребенок умеет следить глазами за предметом: если вы медленно будете водить погремушку на расстоянии 20-30 см, он следит за ней глазками.

Для развития зрения рекомендуется закрепить над кроваткой крупную яркую игрушку, периодически меняя ее на другую. Или установить музыкальную карусель — так вы поможете развитию слуха и зрения одновременно.

Ощущения

Малышу нравится, когда его гладят, нежно делают массаж ладошек, ножек. К трем неделям детки любят купаться, это уже не стресс, а удовольствие.

Ребятишки чутко различают запахи. Запах мамы успокаивает его. Не рекомендуется использовать дома ароматизаторы, бытовую химию с резкими запахами. Маме лучше отказаться от духов и кремов с сильными отдушками.

Занятия с малышом

В этом возрасте особо ярко развиваются осязательные способности. Полезными будут тактильные занятия, массаж, ласковые поглаживания, купание. Хорошо выкладывать малыша голеньким на животик, воздушные ванны закаливают и укрепляют организм.

  1. Показывайте малышу игрушки, рассказывайте о них. Медленно водите на расстоянии 20 см из стороны в сторону, чтобы малыш учился фокусироваться и следить глазками за предметом.
  2. Чаще выкладывайте ребенка на животик.
  3. Делайте легкий массаж, поглаживайте, слегка похлопывайте ручки и ножки.

Полезные игры и игрушки

Время для игр в этом возрасте совсем непродолжительное. Каждому занятию уделяйте не больше двух минут, иначе малыш переутомится, с трудом расслабится и уснет.

  • музыкальные карусели (мобили);
  • развивающие картинки в черно-белом исполнении;
  • блестящие, красные, черно-белые крупные погремушки;
  • колокольчики с приятным нежным тоном;
  • небольшие яркие игрушки, которые удобно захватить рукой.
  • небольшие предметы (но не мелкие, чтобы ребенок не потянул их в рот и не проглотил) вкладывайте в ручку малыша;
  • чередуйте ручки, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично;
  • давайте прикоснуться ручками к предметам разной текстуры;
  • вкладывайте в ручку малыша погремушки с разным звуком и текстурой.
Читать еще:  Ребенок 3 месяца развитие. Мать и ребенок.

Уход за малышом

В трехнедельном возрасте не забывайте следить за гигиеной малыша. Правильный уход включает:

  • соблюдение режима дня новорожденного;
  • купание крохи;
  • выкладывание на животик;
  • ежедневная гигиена ушек, носика, складочек;
  • воздушные ванны;
  • массаж всего тела;
  • массаж животика, если малыша беспокоят кишечные колики;
  • пеленайте кроху, это дает ему ощущение спокойствия (туго пеленать не стоит).

Рекомендуемые ткани для постельного белья малыша и его одежды: натуральные, легкие, дышащие. Стирают вещи новорожденного отдельно от взрослых, гипоаллергенными детскими средствами для стирки.

Питание

В три недели новорожденному достаточно съедать в сутки до 500 мл молока или смеси. Детки на грудном вскармливании прибавляют от 150 до 200 г в неделю. Если прибавка в весе меньше 100 г, малыш плохо кушает, отказывается от груди, обратитесь за консультацией к специалисту.

Стул новорожденного в 3 недели

Детки на грудном вскармливании какают от 2 до 8 раз в сутки. Цвет кала в норме у грудничка желтый, горчичный, кашицеобразный, с белыми хлопьями непереваренного молочка. Запах кисловатый, но вполне терпимый, не резкий.

У ребятишек на искусственном вскармливании кал более оформленный, он твердый и намного темнее, чем у деток на ГВ. Цвет кала зависит от смеси, бывает коричневым или горчичным. Запах тоже отличается, он более неприятный. Искусственники какают в два раза реже деток на грудном вскармливании.

Как помочь малышу, если у него проблемы со стулом:

  • массаж живота по часовой стрелке — хороший способ помочь наладить пищеварение;
  • упражнение «велосипед» улучшает перистальтику кишечника;
  • теплая пеленка на животик или выкладывание малыша на теплый голый живот маме — одно из средств расслабления спазма в животике.

Срыгивания

Примерно до полугода детки иногда срыгивают после кормления. Это происходит от того, что еще полностью не сформировался пищевод. Срыгивание никак не связано с рвотой или тошнотой, это нормальное явление, оно не доставляет малышу дискомфорта. Отличительные черты срыгивания:

  • они происходят сразу после того, как малыш поел;
  • объем срыгиваний — небольшой;
  • в нем нет примеси желчи;
  • это однократное явление после еды;
  • малыш чувствует себя хорошо, срыгивания его не беспокоят.

Сон трехнедельного малыша

Нормальный сон трехнедельного новорожденного длится от 18 до 20 часов в сутки. Малыш бодрствует чуть больше, чем раньше, и это время все больше увеличивается. Деткам сложно перейти из состояния бодрствования ко сну, если они слишком перевозбудились или устали. Не перегружайте малыша общением с большим количеством людей, старайтесь реже бывать в шумных многолюдных местах.

Приучайте ребенка к смене дня и ночи — не затеняйте окна днем и не шумите ночью.

Общие рекомендации

Прикладывайте все усилия, чтобы сохранить грудное вскармливание. Это лучшая защита и помощь в гармоничном развитии ребенка.

Следите за гигиеной: мойте руки перед тем, как взять малыша, и следите за тем, чтобы ваши гости делали так же.

Поддерживайте чистоту в доме, влажная уборка и регулярные проветривания снижают риск развития инфекций и аллергий.

Не оставляйте малыша без присмотра на высоких поверхностях.

Общайтесь с малышом, носите на руках, ласкайте, пусть он чувствует вашу любовь и заботу. Это лучшая среда для быстрого эмоционального, интеллектуального и физического развития крохи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector