Тест Роршаха

Тест Роршаха

Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент. В этой статье мы постарались рассказать о нём без запутанной научной терминологии и, к тому же, написали онлайн тест на основе методики чернильных пятен, прохождение которого позволит вам определить свойства своей личности.

Как был создан тест

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik».

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Тесты, которые используются в мировой практике, с детальной интерпретацией их результатов для нужд саморазвития собраны в курсе «Самопознание». Пройдите курс, чтобы понять себя и свои истинные мотивы.

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Тестирование и результаты

Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.

Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.

Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:

  • Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
  • Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
  • Динамичность или неподвижность образов;
  • Очерёдность реакции.
Читать еще:  Гиперемия лица – причины и симптомы заболевания, диагностика, методы лечения и профилактика

Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.

Способы обработки и интерпретации даже самых распространённых ответов по каждому из этих двух классов оценок – процесс детализированный и очень сложный. Поэтому, если данная тема вас заинтересовала, вы можете познакомиться с соответствующим материалом по ссылке.

Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.

Отзывы и комментарии

Поделиться результатами и обсудить их можно воспользовавшись формой для комментариев ниже.

Тест Роршаха

Зачем проходить тест чернильных пятен Германа Роршаха

Hermann Rorschach // commons.wikimedia.org/

Что изображено на картинке: «На что это пятно похоже, что вы видите на этой картинке?» — такой вопрос задает исследователь респонденту, работая с тестом чернильных пятен Германа Роршаха. Рассматривая картинки теста, многие думают, что главная задача участника исследования состоит в том, чтобы отреагировать на ту или иную картинку правильно. Однако это ошибочное мнение. Поиск «правильного» ответа является неверным пониманием смысла данного теста. Безусловно, есть популярные и оригинальные ответы, но ни те ни другие не предполагают прямого сравнения с некоторым стандартом, с перечнем готовых ответов. Уникальность подобных диагностических процедур заключается в том, что, в отличие от тестов с предписанными ответами, проективные методики не сдерживают свободу тестируемого, не накладывают ограничений на его фантазию.

Как же в таком случае оценивать полученный материал, можно ли рассматривать тест в качестве надежного метода, которому следует доверять? На этот вопрос обычно отвечают утвердительно, предусматривая несколько важных правил работы с тестом. Одно из них — процедура сбора данных, другое — принципы анализа результатов.

Процедура тестирования не ограничивается одним вопросом: «Скажите, на что это пятно похоже или что изображено на картинке?» По замыслу Роршаха, основная работа с испытуемым начинается позже и состоит в обращении к нему с дополнительными вопросами (для Роршаха они были основными): «Как возник этот образ?», «Почему это именно [предположим] две кухарки?», «Что их делает кухарками?» и так далее. Опыт работы с тестом подсказал Роршаху следующее: важно не что человек видит, а как. Дополнительные вопросы проясняют, как именно возник тот или иной образ, и позволяют провести анализ полученных ответов, исходя из целого ряда показателей.

Анализ ответов — второй принцип обработки данных, существенно влияющий на их достоверность. В отличие от многих других проективных тестов, тест чернильных пятен предполагает процедуру кодирования ответов испытуемого, а именно их «перевод» на язык символов, каждый из которых, согласно Роршаху, имеет свой вес в оценке интеллектуальных, эмоциональных и других психических особенностей человека с учетом показателей нормы и отклонения от нее. Нормативные показатели были рассчитаны Роршахом и уже почти 100 лет продолжают пересматриваться и уточняться приверженцами этого подхода, которые бережно сохраняют тест в его оригинальном виде. Последователи Роршаха, например Нина Рауш де Траубенберг, очень высоко оценили его вклад в общую психологию, психологию личности, клиническую психологию и психодиагностику, осуществив серьезную и кропотливую работу, которая требовала применения творческого подхода к оценке и обоснованию данного метода, являющегося «подлинным шедевром психологического мастерства» (Рауш де Траубенберг, 2005, с. 12).

Чем это интересно для науки: Чаще всего метод используется в клинической психологии для диагностики психологических проблем и нарушения личности. Тест Роршаха представляет собой сложный диагностический инструмент, использование которого без специального обучения, опыта работы и клинической практики не разрешается. Однако уникальность данного инструмента состоит и в том, что он применяется не только с целью решения диагностических и прикладных задач, но и в научных целях. Интерес ученых к тесту чернильных пятен объясняется необходимостью более детальной разработки проблемы проекции и проективной методологии, широко представленной в работах по психологии личности. Понятно, что это не единственная причина пристального внимания именно к тесту Роршаха. Его особенности состоят в системном, комплексном исследовании личности и в особом толковании «динамических» аспектов возникающих у испытуемого образов, в поиске связей между отклонениями и способностью к восстановлению, в обнаружении неразрывной связи между реальным и воображаемым, эмоциями и когнициями, внешним миром и внутренней организацией личности. В тесте Роршаха заложены потенциальные возможности, которые еще очень долгое время будут постигаться учеными и практиками при исследовании когнитивных, эмоциональных, поведенческих и других психологических особенностей человека в их системной организации.

Зачем это знать: Знакомство с тестом Роршаха открывает возможности для неплоскостного исследования личности, для понимания ее многомерности, динамичности, системности. По мнению известного отечественного психолога Людмилы Анцыферовой, специалиста в области методологии психологии, психологии мышления и психологии личности, существенным в понимании личности является на первый взгляд парадоксальный факт, который состоит в том, что, чтобы измениться, нужно остаться собой и, наоборот, чтобы остаться собой, необходимо изменяться. Наиболее близкой к такому пониманию личности является методология, которой придерживался Герман Роршах. Устойчивость личности при ее крайне сложной внутренней организации с необходимостью предполагает нестатичность ее существования, склонность к изменениям при сохранении верности самой себе. Раз за разом постигая смысл теста Роршаха, мы все в большей степени понимаем то, как устроен человек, открываем разнообразие его индивидуальных проявлений, которые, однако, в норме и патологии имеют законосообразный характер, подтверждающий более чем полуторавековой вывод о том, что психология — это наука.

Тест Роршаха

Психодинамический тест чернильных пятен Роршаха – проективная методика исследования личности. Создана в 1921 году швейцарским психиатром Германом Роршахом (Hermann Rorschach). По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).

Читать еще:  Фенилкетонурия – что это, как наследуется заболевание

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке.

В отечественной психологии тест Роршаха использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности (Л.Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Имеется ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных, при МДП, опухолях мозга, эпилепсии, у детей, у сенильных больных. Проведена значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983).

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.

Порядок проведения

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов:

1) собственно выполнение,

3) использование аналогий,

4) определение пределов чувствительности.

1-й этап.Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности — согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8—10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ— основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), v — таблица перевернута (с),

Тест РОРШАХА – вся правда о тебе ЗА 5 МИНУТ!

УЗНАЙ о себе ВСЁ! Кто ты – скрытый социопат, ученый, маньяк, романтичный мечтатель или наоборот – обладаешь хваткой бизнесмена, который прочно стоит на ногах? Пройди Тест Роршаха, уникальную методику чернильных пятен – раскрой свои слабые и сильные стороны!

Методика чернильных пятен Роршаха (более известная, как Тест Роршаха) сегодня – в числе особенно популярных способов тестирования личности и диагностики психики. Все мы видели (в реальной жизни или кино) эти характерные кляксы, напоминающие… Вот-вот! В этот самый момент, когда пятна «напоминают» и начинается тест. Для разных людей в чернильных пятнах проступают разные образы, которые специалисты и интерпретируют, небезуспешно фиксируя ваши действительные психические склонности и скрытые мотивы. Тест Роршаха, представленный в интернете – сильнейший психологический инструмент, несмотря на некоторую упрощенность в силу объективных причин. Ниже мы постараемся рассказать о нем побольше и попроще, стараясь уходить от всяких медицинских непростых определений.

А теперь мы даем вам шанс пройти Тест Роршаха и изучить подсчитанные компьютером результаты тестирования. Приступаем!

Читать еще:  Диета при ревматоидном артрите – режим питания и примерное меню на неделю

История создания Теста Роршаха

С большой долей уверенности утверждать то, что именно у швейцарского психолога и известного психиатра Германа Роршаха появилась идея создания «методики чернильных пятен» не стоит, тем более, что у серьезных специалистов, изучающих данный вопрос, есть сомнения. К примеру, исследователь Джейн Фреймингэм убежден, что подсказку к созданию чего-то подобного Роршаху дала известная на рубеже 19-20 века увлекательная игра для детишек «Кляксография», представляющая собой комплекс шарад, основанных на использовании чернильных клякс. Более того, пятна в качестве своеобразного инструмента в области психологии вполне мог применять в практике хороший знакомый Роршаха по имени Конрад Геринг (его учитель).

Принято считать началом создания Теста Роршаха 1911 год. В этот год в медицинский словарь было введено понятие «шизофрения», которое, будучи названием «новой» болезни настолько заинтересовало молодого и перспективного ученого Германа Роршаха, что он написал на её научный труд. Работая над диссертацией, занимаясь практической частью, ученый обнаружил, что разные пациенты неодинаково интерпретируют кляксы из детской игры ««Кляксография». Замечание любопытное, но на первых порах ученый посвятил ему только короткий научный доклад.

Лишь спустя годы практики (после активного тестирования на реальных людях) для обозначения их поведенческих факторов Герман Роршах окончательно оформил свой метод тестирования, создав для этого 40 рисунков-клякс и окончательно сформировав необходимую теорию. Однако опубликовать необычную теорию сразу не вышло – ни одно издательство начала прошлого века не решилось взять на себя риск публикации исследования самобытного ученого. Издатели испугались не новых идей и гипотетической «ненаучности» воззрений, а банальной технической задачи – публикации большого числа клякс. Чтобы книга вышла, подборку пришлось уменьшить сначала до пятнадцати иллюстраций, а затем и вовсе до десяти. Исследование Роршаха под названием «Психодиагностика» вышло из печати только в 1921 году.

Книга ученого не только знакомила читателя с психодиагностической наукой, но содержала материал по методике чернильных пятен с соответствующими иллюстрациями и комментариями. Интерпретация результатов тестирования во многом зависела от приведенной классификации всевозможных ответов. При этом содержанию самих ответов внимания уделялось немного.
Не успев насладиться заслуженной славой, Герман Роршах умер спустя всего год после публикации.

Пусть даже у нового теста на первом этапе существования имелись некоторые слабые стороны, наработки визионера-ученого многие годы ценились чрезвычайно высоко, представляя собой главный инструмент в вопросах клинической психологии и диагностики психических патологий в середине прошлого века. Затем непродолжительное время (в 60-е годы) методику чернильных пятен Роршаха подвергли жесткой критике, чему послужило отсутствие стройной системы оценки ответов пациентов.

В итоге Тест Роршаха реабилитировали – благодаря такому исследованию Джона Экснера, который сопоставил несколько наиболее популярных способов оценки результатов тестирования и в работе «Роршах: интегрированная система» и вывел единую методику интерпретации результатов. С той поры психологи используют кляксы Роршаха именно в увязке с научной работой Джона Экснера. Методика чернильных пятен широко используется в качестве ведущего способа диагностики в тюрьмах и прочих исправительных учреждениях в Северной Америке. Не брезгуют ею и медицинские работники из судебной экспертизы, определяющие у подсудимых расстройства личности. На основе простого теста и искренних ответов специалисты получают четкое представление о психологических склонностях человека, лучше представляют его особенности мышления и получают возможность понять мотивы поступков, сделать точный прогноз поведения испытуемого.

Особенности проведения тестирования

Сегодня основной материал для тестирования по Роршаху – это десять карточек с чернильными пятнами (симметрично расположенными кляксами) на первый взгляд – достаточно бесформенными. Часть таких карточек чёрно-белые, часть – содержат цветные пятна. Главная задача человека, который проходит тест – описать в деталях увиденное в кляксе. При этом его не ограничивают во времени – рассматривать пятно можно хоть десять секунд, хоть несколько часов.

Если вы не очень знакомы с особенностями современной психодиагностики, то вам может показаться, что в деле описания увиденного при тестировании в ход идут какие-то творческие дарования. И это популярная ошибка. В действительности воображение человека только приукрашивает ответ, поиск которого диктуется совсем другими процессами головного мозга, не имеющими ничего общества с творческими способностями. Сам Герман Роршах считал, что образы из чернильных клякс диктуются конкретным испытуемым их личными особенностями психики.

Чтобы усмотреть в кляксе конкретный образ – мозг проделывает сложную работу, результаты которой и анализируют специалисты. Суть метода – в изначальном полном отсутствии даже мельчайшего понимания того, что нарисовано на листе бумаги. Неопределённость образа стимулирует мышление-асоциацию, так что образы, которые возникают в воображении реципиента, к области осознанного имеют отношение только частичное. Серия подобных ассоциаций складывается в сложные образы, на основании которых человеческое воображение заканчивает создание сложного представления об изображенном. Финальный образ обладает определенной логикой построения, которая может многое рассказать о прошедшем тест человеке.

Цепь психических реакций дает шанс отыскать психологические особенности любой личности с её индивидуальными особенностями. Именно это по большей части и отличает методику чернильных пятен Роршаха от прочих аналогичных вариантов тестирования. Дело в том, что соответствующие карточки – это чистый от всевозможных наслоений стимулирующий материал, так как все предложенные пациенту картинки совершенно неконкретны и бесформенны. Последнее исключает любую направленную во внешний мир сеть ассоциаций.

После окончания тестирования, ответы испытуемого проходят оценку исходя из 2-х позиций: по содержанию увиденного и форме. Последняя оценка делается с учетом особенностей восприятия человека. А раз так, анализировать результаты приходится исходя из:

  • Полной интерпретации картинки или её части;
  • Первостепенной значимости для испытуемого – цвета или формы;
  • Статичности образов или их динамики;
  • Очерёдности возникающих реакций.

Интерпретация результатов тестирования по содержанию дает возможность судить о свойствах личности при построении ассоциаций. Все зависит от того, что привиделось при прохождении теста: домашние или дикие звери, неодушевленные предметы, люди (знакомые или нет), различные фантастические силуэты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector