Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия.

Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония- поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов.

В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение.

Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах — отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационноаналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Комментарий к Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные уголовно-исполнительные органы и уголовно-исполнительные учреждения.

2. Уголовно-исполнительные органы осуществляют руководство и контроль за уголовно-исполнительными учреждениями. Уголовно-исполнительными органами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее территориальные органы в федеральных округах и субъектах РФ.

3. Уголовно-исполнительные учреждения непосредственно исполняют уголовные наказания либо выполняют обеспечительные функции.

4. В России нет единой структуры в рамках государственного механизма, в которой были бы сосредоточены все уголовно-исполнительные органы и учреждения.

5. К исполнению уголовных наказаний имеют отношение Минюст России, Минобороны России и суд.

6. Большинство учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, входят в уголовно-исполнительную систему Минюста России.

В уголовно-исполнительную систему Минюста России входят следующие учреждения:

— уголовно-исполнительные инспекции;

— арестные дома;

— исправительные центры;

— исправительные учреждения;

— следственные изоляторы;

— центральные и территориальные органы;

— предприятия, учреждения и организации по обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы.

7. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Правовое регулирование деятельности УИИ осуществляется Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729.

8. Основными задачами УИИ являются:

— исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отсрочено отбывание наказания;

— предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

— иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством РФ.

9. В соответствии с законодательством РФ на инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

— ведение учета осужденных;

— разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

— организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

— согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

— согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

— контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

— согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

— проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

— внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

— выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

— внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

— внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ограничений, ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

10. В соответствии с законодательством РФ инспекции имеют право:

— вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

— выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам один-два раза в месяц являться в инспекцию для регистрации;

— посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, в целях контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

— выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

— проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

— контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

— запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

— обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

— выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

— применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

— в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

Штраф – денежное взыскание, назначаемое судом в размере от 2500 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 46).

Согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1000 до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

Размер штрафа в каждом конкретном случае определяется судом исходя из тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также из возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода в перспективе. С учетом этих обстоятельств суд может назначить штраф с единовременной выплатой либо с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет.

Штраф может выступать как в качестве основного, так и дополнительного уголовного наказания. В качестве дополнительного наказания он может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, например, в сочетании с лишением свободы на определенный срок (ч. 3 ст. 146, ч. 3, 4 ст. 158 УК РФ) либо с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1, 2 ст. 169, ст. 289 УК РФ).

Уголовное наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного. Исполнение этого вида наказания регламентируется гл. 5 УИК РФ, а также Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Читайте также:  Что делать если ребенок случайно поцарапал автомобиль?

В ст. 31 УИК РФ устанавливается порядок отбывания данного вида наказания, в соответствии с которым осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному, что он может добровольно внести сумму штрафа в банковское учреждение (РКЦ), где находится депозитный счет суда до вступления приговора в законную силу. Осужденный предупреждается о том, что в случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, в установленный законом срок, он заменяется другим наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания, то он может быть взыскан принудительно. Квитанция об уплате штрафа, выданная банковским учреждением, должна быть предъявлена осужденным в канцелярию суда, постановившего приговор.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до 3 лет. Просьба осужденного может быть удовлетворена, если он докажет свое тяжелое материальное положение, которое наступило в связи с тяжелой болезнью осужденного или его близких родственников, наличием малолетних детей и других иждивенцев, пожаром или другим стихийным бедствием и т.п.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Если осужденный не уплатит штраф либо часть штрафа в установленный законом срок, то он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке. Эта обязанность возлагается на подразделение судебных приставов-исполнителей по месту жительства осужденного или по месту отбытия им основного наказания. В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения штрафа являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

Основной формой реализации штрафа в принудительном порядке является обращение взыскания на любое имущество осужденного. По общему правилу взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства осужденного в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и других кредитных организациях. При отсутствии у осужденного денежных средств, достаточных для уплаты штрафа, взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество, за исключением того, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание (перечень такого имущества предусмотрен ст. 446 ГПК РФ). Опись имущества производится судебным приставом-исполнителем в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Осужденный вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество осужденного определяется судебным приставом-исполнителем.

Реализацией имущества в целях исполнения приговора о штрафе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества» занимается Российский фонд федерального имущества.

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

(Глава в редакции Закона КР от 25 июня 2007 года № 91)

Статья 39-8. Место отбывания наказания в виде ограничения свободы

(1) Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание по месту проживания в условиях осуществления за ними надзора уголовно-исполнительными инспекциями.

(2) Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы, отбывают наказание по последнему либо по избранному осужденным месту жительства в условиях осуществления за ними надзора уголовно-исполнительными инспекциями.

(3) Органы местного самоуправления обязаны содействовать уголовно-исполнительным инспекциям в трудовом и бытовом устройстве лиц, осужденных к ограничению свободы.

Статья 39-9. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания

(1) Осужденные к ограничению свободы следуют к месту отбывания наказания для постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции самостоятельно за свой счет. В таких случаях в приговорах (определениях, постановлениях) с учетом необходимого для проезда времени судом указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания.

(2) При неприбытии осужденного к месту отбывания наказания в течение десяти дней после установленного срока органы внутренних дел осуществляют его розыск.

(3) После задержания осужденного материалы для решения вопросов о замене ограничения свободы лишением свободы передаются в суд по месту его задержания.

(4) С учетом личности осужденного к ограничению свободы, места жительства, наличия средств для проезда к месту отбывания наказания осужденный по определению суда может быть направлен к месту отбывания наказания для постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции под конвоем.

(5) Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы, следуют к месту отбывания наказания для постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции строго под конвоем.

Статья 39-10. Исчисление срока наказания в виде ограничения свободы

(1) Срок наказания в виде ограничения свободы исчисляется с момента принятия приговора к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией.

(2) В срок ограничения свободы засчитываются время предварительного заключения в соответствии со статьей 61 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и время следования под конвоем из исправительного учреждения, следственного изолятора к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день пребывания под стражей за три дня ограничения свободы, время проезда осужденного к ограничению свободы к месту отбывания наказания самостоятельно, нахождение за пределами административно-территориального образования (города республиканского значения, районы) с разрешения уголовно-исполнительных инспекций.

Читайте также:  Жилье пенсионерам мвд в 2021 году когда будут давать квартиры

(3) В срок наказания не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток, выезда без разрешения уголовно-исполнительных инспекций за пределы административно-территориального образования (города республиканского значения, районы), а также день прибытия к месту отбывания наказания самостоятельно свыше установленного срока.

Статья 39-11. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы

(1) Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находятся под надзором и обязаны:

1) выполнять режимные требования уголовно-исполнительных инспекций, утвержденные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

2) не менять без разрешения уголовно-исполнительных инспекций места работы, учебы и жительства;

3) в свободное от учебы и работы время находиться по месту проживания;

4) являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации и участия в проведении воспитательных мероприятий в сроки, установленные уголовно-исполнительной инспекцией;

5) передвигаться днем в свободное от учебы и работы время в пределах административно-территориального образования (города республиканского значения, районы) с разрешения уголовно-исполнительной инспекции;

6) в течение двадцати четырех часов уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении графика работы или учебы;

7) иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность.

(2) Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, разрешается обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в пределах области по месту отбывания наказания, при условии проживания по основному месту жительства.

(3) Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы административно-территориального образования (города республиканского значения, районы) на проведение трудового отпуска в порядке поощрения, а также на срок не более пяти суток, не считая времени, необходимого для проезда в оба конца, в связи с исключительными личными обстоятельствами — смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая его жизни.

(4) Заявление осужденного о краткосрочном выезде в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено не позднее чем в суточный срок.

(5) В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения к месту отбывания наказания может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением уголовно-исполнительной инспекции по месту отбывания наказания о принятом решении.

(6) При уклонении осужденного от возвращения к месту отбывания наказания в установленный срок он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту его пребывания для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем либо передачи материалов о замене ограничения свободы лишением свободы в суд по месту его задержания.

(В редакции Закона КР от 18 марта 2013 года № 43)

Статья 39-12. Условия труда лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы

(1) Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности при условиях обеспечения порядка отбывания наказания, установленных настоящим Кодексом.

(2) Труд осужденных к ограничению свободы регулируется трудовым законодательством Кыргызской Республики, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

(3) Перевод осужденного на другую работу, в том числе в другую местность, осуществляется по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту отбывания наказания и по возможности с учетом мнения осужденного.

Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, их задачи

Исполнение уголовных наказаний является исключительной прерогативой (функцией) государства, поскольку реализация государственного принуждения в наиболее острой форме, каковым является уголовное наказание, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных ограничений.

Для осуществления этих функций создана система специализированных государственных учреждений и органов, исполняющих наказания. До недавнего времени эта система функционировала в составе МВД России. После принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и издания Указа Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система с 1 сентября 1998 г. перешла в ведение Минюста России.

Комментарий к статье 16 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные уголовно-исполнительные органы и уголовно-исполнительные учреждения.

2. Уголовно-исполнительные органы осуществляют руководство и контроль за уголовно-исполнительными учреждениями. Уголовно-исполнительными органами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее территориальные органы в федеральных округах и субъектах РФ.

3. Уголовно-исполнительные учреждения непосредственно исполняют уголовные наказания либо выполняют обеспечительные функции.

4. В России нет единой структуры в рамках государственного механизма, в которой были бы сосредоточены все уголовно-исполнительные органы и учреждения.

5. К исполнению уголовных наказаний имеют отношение Минюст России, Минобороны России и суд.

6. Большинство учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, входят в уголовно-исполнительную систему Минюста России.

В уголовно-исполнительную систему Минюста России входят следующие учреждения:

— уголовно-исполнительные инспекции;

— арестные дома;

— исправительные центры;

— исправительные учреждения;

— следственные изоляторы;

— центральные и территориальные органы;

— предприятия, учреждения и организации по обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы.

7. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Правовое регулирование деятельности УИИ осуществляется Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729.

8. Основными задачами УИИ являются:

— исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отсрочено отбывание наказания;

— предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

— иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством РФ.

9. В соответствии с законодательством РФ на инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

— ведение учета осужденных;

— разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

— организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

— согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

— согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

— контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

— согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

— проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

— внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

— выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

— внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

— внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ограничений, ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

10. В соответствии с законодательством РФ инспекции имеют право:

— вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

— выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам один-два раза в месяц являться в инспекцию для регистрации;

— посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, в целях контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

— выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

— проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

— контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

— запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

— обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

— выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

— применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

— в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

Информация о деятельности УИИ

Применительно к конкретному осужденному или лицу, находящемуся под домашним арестом, полномочия контролирующего органа исполняет УИИ по месту его жительства. Таким образом, становиться на учет, ходить отмечаться, предоставлять документы и решать все другие вопросы необходимо со своей местной УИИ.

Читайте также:  Наиболее частые вопросы по коронавирусу COVID-19

Чтобы узнать адрес УИИ и другую информацию, можно зайти на официальный сайт УФСИН своего региона и найти раздел, в котором даются сведения о структуре Управления и его подведомственных органах. Поскольку УИИ работают, как правило, в связке с местной полицией и, в частности, участковыми, информацию можно уточнить в местном отделе полиции. Порой службы даже находятся в одном здании по соседству.

Все сведения о порядке отбытия наказания, условиях, правах и обязанностях следует узнавать у своего инспектора УИИ. На первом этапе важно вовремя встать на учет и соблюдать все предписания. При смене места жительства, если это допускается порядком отбытия наказания, происходит и смена УИИ – дело перенаправляется по территориальности.

Обязанности и права УИИ

Сотрудники УИИ выполняют не только особые функции надзора, но также воспитательные.

Основной задачей УИИ является отслеживание факта исполнения назначенного наказания, но также оказание положительного влияния на осужденного с целью снижения возможных рецидивов.

Среди основных обязанностей УИИ можно отметить следующие:

  1. Ведение учета всех нарушителей.
  2. Пояснение им правил и порядка положенного наказания.
  3. Согласование с местными специальных мест для отбывания наказаний.
  4. Организации воспитательной работы с преступниками.
  5. Подача запросов в суд, как о замене наказаний на более суровые или на полное освобождение от них.
  6. Обнаружение причин, которые могли бы стать причиной рецидива.

Наряду с определенными обязанностями у сотрудников УИИ есть некоторые права. Вот самые основные:

  • Профилактические беседы с осужденными;
  • Обнаружение причин в нарушении соблюдения отбывания наказания;
  • Пояснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их проживания;
  • Привод нарушителей в полицию, если они уклоняются от явки;
  • Контроль за перечислением средств, положенных по исполнению наказания.

Это самые основные права и обязанности сотрудников УИИ, но далеко не полный перечень.

Виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

проведение медицинского освидетельствования осужденных с целью выявления -фактов употребления алкоголя, наркотических средств, токсических веществ, назначать медицинское обследование заключенных;

Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами—исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах»» от 21 июня 1997 г. и «Об исполнительном производстве от 21 июля 1997 г. при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права.

Применяется такого рода наказание в виде запрета конкретному лицу покидать жилое помещение, запрет может налагаться на использование современных гаджетов и пользование телефоном. Применяются такие ограничения с целью полного исключения контакта осужденного с другими лицами, фигурирующими в данном деле. При этом, контроль за соблюдением преступником установленных правил может осуществляться путем надевания на осужденного Электронного браслета или применения других средств слежения за человеком.

ВНИМАНИЕ !!! Инспектор также контролирует соблюдение условий преступником правил домашнего ареста. А в случае нарушений, то есть покидание наказанным пределов жилья, именно инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Также, инспектор вправе устанавливать место прохождения преступником обязательных работ, устанавливать особенности и условия выполнения этих работ. После того, как такое решение принято, совместно судом и инспектором, оно доводится до ведома осужденного.

Однако, осужденный может просить о прохождении таких работ на своем основном месте работы. При этом, из заработной платы преступника, ежемесячно, будут производиться вычеты в размере, не превышающем двадцати процентов от заработка осужденного.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Уголовный кодекс РФ содержит прямые критерии, которые позволяют выделить три основания для деления наказаний:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом. Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Тест учреждения и органы исполняющие уголовные наказания

Тесты по теме — Уголовное исполнительное право (УИП) с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Принцип уголовно-исполнительного права, заключающийся в главенствующем положении закона при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, — это принцип:

— равенства всех перед законом;

2. Понятие уголовно исполнительного права как науки:

+ это комплекс теорий и взглядов на уголовно-исполнительное законодательство, политику государства в этом направлении, правовое закрепление отбывания наказаний и других уголовно-правовых и процессуальных мер, оказание соответствующего влияния на осужденных и взаимодействие с аналогичными органами зарубежных государств для обмена опытом в уголовно-исполнительной сфере;

— это совокупность трудов и мнений по поводу осуществления судами правосудия и назначения конкретных видов наказаний;

— это система норм поведения осужденных при отбывании ими наказаний в виде лишения свободы в учреждения уголовно-исполнительной системы.

3. Источниками уголовно-исполнительного права не являются:

4. Предмет уголовно исполнительного права включает:

+ оба ответа верные;

— деятельность организаций и предприятий, в которых работают осужденные к лишению свободы лица;

— деятельность общественных организаций, которые осуществляют контроль над учреждениями и органами, которые исполняют наказания.

5. Основной метод уголовно-исполнительного права:

6. Предметом уголовно исполнительного права являются:

+ общественные отношения, которые возникают в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний различных видов, а также относятся к применению к осужденным мер уголовно-правового воздействия;

— общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления деятельности уполномоченных органов, направленной на профилактику и пресечение совершения преступлений;

— общественные отношения, возникающие между субъектами уголовного права на стадиях доследственной проверки, предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.

7. Уголовно-исполнительное право как отрасль права:

+ характеризуется собственными предметом и методом;

— не имеет собственно отраслевых принципов;

— не признается, а является подотраслью уголовного права.

8. В зависимости от сущности тех правил поведения, которые они устанавливают, нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на:

+ регулятивные, поощрительные, охранительные;

— обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

9. Видами наказаний в уголовно-исполнительном праве являются:

+ лишение свободы, обязательные работы, принудительные работы;

— подписка о невыезде, заключение под стражу, домашний арест;

— дисквалификация, предупреждение, выдворение за пределы РФ.

тест 10. К целям уголовно-исполнительного законодательства не относится:

+ помощь осужденным в социальной адаптации;

— профилактика совершения осужденными и прочими лицами новых преступлений.

11. К кому с заявлением может обратиться лицо, осужденное к лишению свободы, если, по его мнению, в учреждении, где оно отбывает наказание, возникли условия, угрожающие его личной безопасности?

+ К любому сотруднику учреждения;

— К одному из сотрудников из числа дежурных в смене;

— К начальнику данного учреждения.

12. Элементами правового статуса осужденных являются:

+ их субъективные права, законные интересы и обязанности;

— вид, срок наказания, определенный режим отбытия наказания;

— наличие образования, семейный статус, профессиональные навыки.

13. Кем исполняется наказание в виде ограничения свободы?

— Участковым уполномоченным полиции;

14. В какой срок со дня прибытия администрация учреждения, в которое осужденный к лишению свободы прибыл для отбывания наказания, обязана уведомить его родственников?

+ В течение 10 дней;

— В течение 3 дней;

— В течение 5 рабочих дней.

15. Кто из указанных лиц не имеет права без специального разрешения проходить на территорию учреждения, исполняющего наказание, если выполняет свои служебные обязанности?

+ Следователь СК РФ;

— Депутат Госдумы РФ;

— Прокурор субъекта РФ.

16. Какое максимальное количество часов осужденный может отработать в выходной день в качестве наказания в виде обязательных работ?

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:

  1. учреждения, исполняющие наказания;
  2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  3. федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных — ФСИН РФ).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:

  • следственные изоляторы,
  • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
  • научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *