Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет 2-ТП (отходы) за 2022 год в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В приказе № 627 разъясняется, кто сдает форму 2-ТП (отходы) — отчет обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация, и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ.
После наступления 2019 года условия изменились. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий. Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее — технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями. Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Заказать ДВОС
Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории, плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.
Стоит иметь в виду, что действующий приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определяющий критерии определения категории объектов, попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и с 2021 года прекратит свое действие, соответственно, следует ожидать заменяющего его НПА. За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы.
Кто заполняет и сдает
Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны почти все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.
Не сдают отчетность только представители малого и среднего бизнеса. Но субъекты МСП освобождаются от сдачи отчетности при выполнении трех условий:
- от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
- СМП заключил договор с региональным оператором;
- осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.
К респондентам по форме 2-ТП относятся региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статистическая отчетность
Статистическая отчетность — это еще один вид отчетности, который хозяйствующие субъекты обязаны представлять в соответствующие уполномоченные госорганы.
К основным формам статистической отчетности по экологии можно отнести:
— N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления»;
— N 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
— N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
— N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и об использовании плодородного слоя почвы»;
— N 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»;
— N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды».
Административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных установлена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сумма штрафа смотрите выше).
В соответствии со статьей 23.53 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета.
Таким образом, административный штраф за указанные нарушения вам могут назначить только органы росстата, ни в коем случае ни Росприроднадзор.
Структура отчета 2-ТП отходы
Форма 2-ТП отходы оформляется по строго определенным правилам и включает в себя следующее:
1. Титульный лист. Содержит информацию об организации: отчетный период, название предприятия, ИНН, адрес, ФИО руководителя, контактные данные, коды статистики;
2. Основная часть. Представляет собой набор таблиц, куда включен полный перечень отходов, образовавшихся и принятых. Прописывается движение отходов: куда и в каком количестве они транспортируются и как хранятся, где утилизируются. Указывается полный отчет о захоронении, передаче на утилизацию, использовании или хранении отходов за конкретный отчетный период.
Куда подается отчетность 2-ТП отходы
Согласно Приказу Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» сбор и обработку данных осуществляет Росприроднадзор. В форме к данному приказу указанно, что отчет 2-ТП отходы подается в территориальный орган Росприроднадзора по субъекту РФ.
Территориальный орган, куда подается отчет 2-ТП отходы выбирается в соответствии с адресом местонахождения (юридическим адресом) юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Организации Москвы и Московской области подают отчет 2-ТП отходы в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.
Кому нужно сдавать отчетность 2-ТП (отходы)?
До сих пор существует миф
, о том, что отчетность 2-ТП (отходы) сдают только те организации, у которых образуется более определенного количества тонн отходов в год. Это давно не так, на сегодняшний день, форма отчета по отходам 2-ТП (отходы)
обязательна для всех
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если не сдавать отчетность
, то инспектор может это выявить в ходе проведения проверки предприятия, а также после завершения срока приема отчетности формируется список из организаций-нарушителей.
Некоторых может сбить с верного пути формулировка, что форму предоставляют юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. В понятие деятельность по обращению с отходами входит накопление отходов
— это временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, под данное определение подпадают
все предприятия
. Отходы образуются у всех и перед тем, как вывезти их, происходит временное накопление в специально отведенных местах (например, мусорный контейнер).
Отчетность по экологии ИП в 2018 году
Вернуться назад на Отчетность ИП 2018
В 2020 году нужно сдавать порядка 10 видов отчетов в области природопользования в зависимости от профиля предприятия. Допускается предоставление информации в бумажном виде либо посредством электронных ресурсов. В последнем случае это можно выполнить через модуль природопользователя (он доступен бесплатно на сайте Росприроднадзора) либо портал госуслуг.
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы согласно Приказу Минприроды РФ N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». Данную отчетность обязаны направлять представители малого и среднего бизнеса, в ходе работы которых появляются отходы, либо они их используют, обезвреживают, размещают, передают другим субъектам предпринимательства, получают от последних, утилизируют.
В отчетных документах отражаются объемы отходов, их вид, код по классификатору, класс опасности. Прилагаются копии договоров о передаче отходов, лицензии у принимающей стороны, если организация или ИП сами не занимаются транспортировкой и захоронением/утилизацией отходов. Отчет субъектов МСП направляется в территориальное управление Росприроднадзора. Отчетность необходимо представить до 15 января 2020 года.
Отчет 2-ТП (отходы): формат, сроки сдачи, кто предоставляет
Отчетность 2-ТП (отходы) – годовая. Срок ее сдачи — не позднее 1 февраля следующего за отчетным года. Отчет в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте РФ сдают юридические и физические лица-ИП, которые осуществляют свою деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
Отметим, что в 2020 году 1 февраля выпадает на выходной день – субботу, поэтому на отчет 2-ТП (отходы) срок сдачи смещается, и субъекты предпринимательства перед территориальным органом Росприроднадзора должны будут отчитаться не позднее понедельника 03.02.2020 г.
Найти полный перечень респондентов, для которых сдача 2-ТП (отходы) является обязательной, можно в Указаниях по заполнению формы. Субъекты предпринимательства, имеющие филиалы и иные обособленные подразделения, формируют отдельные отчеты по головному офису и таким подразделениям.
Отдельно остановимся на компаниях «офисного типа», по которым чаще всего возникает вопрос о необходимости сдавать отчет по отходам. Пока субъект хозяйствования не передает для утилизации (переработки) офисный мусор (бумагу, упаковку и прочие отходы) специализированной компании, он осуществляет его накопление в специальных контейнерах или специализированных местах сбора, и следовательно – должен отчитываться о том, где, каким образом и в каком объеме скапливается и передается оператору образовавшиеся в результате офисной деятельности ТКО (твердые коммунальные отходы).
Титул отчета заполняется аналогично порядку заполнения, действующего для всех форм статнаблюдения – указывается:
-
полное и сокращенное наименование респондента (ИП указывают фамилию, имя, отчество);
-
адрес субъекта предпринимательства или состоящее в его структуре выделенное подразделение;
-
код ОКПО (ИНН);
-
отчетный период.
Особенности заполнения информационных разделов:
-
сведения в статистической части отчета указываются по каждому из видов отходов, с применением специальных кодов, в соответствии с «Федеральным классификационным каталогом отходов». Последовательность заполнения формы – начиная с отходов 1-го класса опасности;
-
принцип отображения – по массе отходов. Единица измерения – тонна.
-
при заполнении статданных применяется принцип округления показателей:
-
для отходов 1, 2, 3 класса опасности – с точностью до трех знаков после запятой;
-
для отходов 4 и 5 класса опасности – с точностью до одного знака после запятой;
-
-
при заполнении Раздела 1, сведения о массе отходов (гр.1 – 18) указываются согласно наименований. В случае отсутствия показателя, указывается значение «0»;
-
в Раздел 2, заполняемый региональным оператором, сведения вносятся аналогичным Разделу 1 порядком;
-
в Раздел 3 региональными опреаторами, а также ИП и юрлицами, действующими в сфере обращения с отходами, вносятся сведения о количестве объектов по захоронению отходов (в единицах), их физических данных – назначении (захоронение, хранение) занимаемой площади (в гектарах), по типу и классу опасности отходов.
Проверка правильности заполнения формы 2-тп
Корректность заполнения документа должна быть проверена в соответствии с последним разделом Указания, в котором прописан весь алгоритм контроля для каждого из разделов отчета.
Для подготовки отчета в личном кабинете природопользователя (ЛК) нужно воспользоваться Инструкцией по работе в ЛК, которую можно найти на сайте территориальных отделов Росприроднадзора. Здесь пошагово расписан весь процесс формирования отчета, начиная с регистрации и заканчивая отправкой электронной версии и выгрузкой отчета для предоставления на бумажном носителе.
Программа сама подскажет, если отчет сформирован неверно. Для этого необходимо воспользоваться функцией «Проверить АЛК». Отправить заполненную и проверенную форму не составит никакого труда при условии, что у респондента имеется ЭЦП, соответствующая требованиям 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».
Кому и куда нужно предоставлять отчетность 2-ТП воздух
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) обязаны заполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений — настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Кому нужно сдавать отчетность 2-ТП (отходы)?
До сих пор существует миф
, о том, что отчетность 2-ТП (отходы) сдают только те организации, у которых образуется более определенного количества тонн отходов в год. Это давно не так, на сегодняшний день, форма отчета по отходам 2-ТП (отходы)
обязательна для всех
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если не сдавать отчетность
, то инспектор может это выявить в ходе проведения проверки предприятия, а также после завершения срока приема отчетности формируется список из организаций-нарушителей.
Некоторых может сбить с верного пути формулировка, что форму предоставляют юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. В понятие деятельность по обращению с отходами входит накопление отходов
— это временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, под данное определение подпадают
все предприятия
. Отходы образуются у всех и перед тем, как вывезти их, происходит временное накопление в специально отведенных местах (например, мусорный контейнер).
Ответственность за непредоставление отчетности 2-ТП (отходы) определяется статьей 8,5 КоАП РФ (20-80 тысяч рублей
на юридическое лицо). Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (отходы) гораздо ниже штрафа.
Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (отходы)
Необходимость наличия пояснительной записки не указана, но если ее будут требовать, то она должна содержать следующую информацию:
- Данные организации (ИНН, наименование, юр. адрес и адреса площадок).
- Номер и дату выдачи лицензии по обращению с отходами 1-4 класса.
- Лимит на размещение отходов (реквизиты документа) или информацию о предоставлении отчетности СМСП.
- Информацию о реорганизации или ликвидации (консервации) предприятия (или отдельных структурных единиц).
- Объем основного производства (план на этот год, показатели за 2 прошедших года и разница между ними).
- Причины увеличения (снижения) образования отходов.
- При наличии объектов размещения отходов и установок по обезвреживанию или использованию отходов указываются их характеристики, производительность и другие данные.
- Выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия при обращении с отходами.