Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия решила разорвать договор с Мальтой против двойного налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если резидент РФ имеет прибыль от сдачи объекта в аренду, который находится, например, в Германии, то весь оплаченный там налог вычитается из суммы сбора в РФ. Подоходный налог для резидентов России — 13 %. Если размер выплаченного налога в ФРГ меньше того, что рассчитали в РФ, то необходимо доплатить разницу.
Российская Федерация является участником Гаагской Конвенции от 05.10.1961 (далее — Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и устанавливающей требования к оформлению официальных документов, выпущенных на территории одного договаривающегося государства и представляемых на территории другого договаривающегося государства.
Единственной формальностью согласно ст. 3 Конвенции является проставление штампа апостиль соответствующим компетентным органом государства, выпустившего официальный документ.
Одновременно абзацем вторым ст. 3 Конвенции установлено, что проставление апостиля на документах не может быть потребовано, если законы, правила, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
В связи с чем, а также с учетом сложившейся международной практики, Минфин России в письме от 05.10.2004 N 03-08-07 рекомендовал принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц. Более того, Минфин России разъяснил, что в случае отсутствия у МНС России информации о компетентных органах какого-либо из иностранных государств (включая образцы печатей и подписей) Минфин России, являясь компетентным органом в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в соответствии с положениями по обмену информацией готов оказать содействие в получении данной информации.
Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках
Применение льготного налогообложения, согласно условиям межгосударственного договора, возможно только при соблюдении некоторых условий.
- Необходимо подтвердить наличие иностранного партнера у российского налогоплательщика, который выплачивает ему прибыль. А также следует подтвердить нахождение партнера за рубежом.
- Зарубежный партнер должен документально подтвердить, что он получает прибыль и находится на территории государства, с которым у России подписано соглашение об отмене двойных налоговых платежей.
- Одно из частых требований к документам — наличие апостиля. Бумаги следует перевести на русский язык и представить до выплаты прибыли. Если они будут предъявлены позже, налог придется оплатить согласно условиям внутреннего НК. Позже сбор можно вернуть, а иностранному партнеру доплатить прибыль.
Как учитывается налог при получении дохода от аренды
«Если налоговый резидент России получает доход от испанской недвижимости, то сумма испанского налога вычитается из суммы российского налога. Например: доход в Испании составил 10 000 евро. В Испании заплатили 2 400 евро (ставка 24% для нерезидентов ЕС или EEA). В России необходимо было бы заплатить 1 300 евро (по ставке 13% НДФЛ). Но поскольку 2 400 евро больше 1 300, то в России ничего доплачивать не нужно, при этом остаток не засчитывается по налоговым обязательствам от иных доходов. Если бы собственник заплатил в Испании меньше, то разницу (1 300 евро — X) пришлось бы доплатить в России», — поясняет Екатерина Шабалина.
Также важно знать, что если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем и использует специальные режимы — например, УСН, то сумму налога, удержанного в другом государстве, нельзя зачесть в счёт исполнения обязательств по уплате УСН в России, если о такой возможности не указано в СоИДН. Это вывод содержится в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 ноября 2016 г. № 03-11-11/69177.
Формулировка «только в этом другом Государстве»
Пункт 1 ст. 11 «Проценты» Международного соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал сформулирован следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве». При выплате банком процентов иностранной организации с постоянным местонахождением в Республике Кипр данная формулировка будет означать, что проценты, возникающие в Российской Федерации и выплачиваемые резиденту Республики Кипр, подлежат налогообложению только в Республике Кипр, то есть налог с выплачиваемых процентов удерживаться банком не должен.
Понятие фактического получателя дохода (ФПД)
Согласно ст. 7 НК РФ, устранение двойного обложения налогами возможно исключительно по отношению к доходам фактического получателя (ФПД). Если денежные средства выплачиваются иному лицу, выполняющему в сделке роль посредника, нормы международных соглашений не действуют. Это помогает избежать злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, когда в цепочку вводятся ненужные транзитные фирмы для необоснованного получения льгот.
С точки зрения межстрановых договоров об избежании двойного налогообложения и норм российского права, возможно три ситуации:
- ФПД (бенефициар по сделке) не определен – если российское предприятие выплачивает доход посреднику, оно выполняет функции налогового агента, удерживая с суммы установленный процент и перечисляя в бюджет РФ. Например, для дивидендов ставка составляет 15%.
- ФПД установлен, он является резидентом РФ – если бенефициаром является гражданин, фирма-плательщик удерживает с его дохода НДФЛ. Если получатель – компания, налог можно не удерживать, но при этом нужно проинформировать ИФНС о том, кто выступает ФПД по сделке.
- ФПД установлен, он является нерезидентом – если со страной, где зарегистрировано физическое или юридическое лицо, заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, стороны действуют в соответствии с положениями этого документа. Если такого договора нет, плательщик удерживает налог в общем порядке согласно нормам, изложенным в НК РФ.
Указанная логика распространяется для любых видов доходов, включая дивиденды.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.
Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.
№ п/п | Иностранное государство — партнер по СДН | Вид документа | Дата подписания СДН | Дата вступления СДН в законную силу | Дата начала применения СДН в России | Дата начала применения СДН в стране-партнере | ||
1 | Австрийская Республика | Конвенция | 13.04.2000 | 30.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
2 | Королевство Бельгия | Конвенция | 16.06.1995 | 26.01.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
3 | Республика Болгария | Соглашение | 08.06.1993 | 24.04.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
4 | Венгерская Республика | Конвенция | 01.04.1994 | 03.11.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
5 | Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | Конвенция | 15.02.1994 | 18.04.1997 | 01.01.1998 | 01–06.04.1998 | ||
6 | Греческая Республика | Конвенция | 26.06.2000 | 20.12.2007 | 01.01.2008 | 01.01.2008 | ||
7 | Республика Германия | Конвенция | 29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007) | 30.12.1996 | 01.01.1997 | 01.01.1997 | ||
8 | Королевство Дания | Конвенция | 08.02.1996 | 27.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
9 | Итальянская Республика | Конвенция | 09.04.1996 | 30.11.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
10 | Ирландия | Соглашение | 29.04.1994 | 07.07.1995 | 01.01.1996 | 01–06.04.1996 | ||
11 | Королевство Испания | Конвенция | 16.12.1998 | 13.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
12 | Республика Кипр | Соглашение | 05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010) | 17.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
13 | Великое Герцогство Люксембург | Соглашение | 28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011) | 07.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
14 | Мальта | Конвенция | 24.04.2013 | 22.05.2014 | 01.01.2015 | 01.01.2015 | ||
15 | Королевство Нидерланды | Соглашение | 16.12.1996 | 27.08.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
16 | Португальская Республика | Конвенция | 29.05.2000 | 11.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
17 | Республика Польша | Соглашение | 22.05.1992 | 22.02.1993 | 01.01.1994 | 01.01.1994 | ||
18 | Румыния | Конвенция | 27.09.1993 | 11.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
19 | Республика Словения | Конвенция | 29.09.1995 | 20.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
20 | Словацкая Республика | Соглашение | 24.06.1994 | 01.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
21 | Французская Республика | Конвенция | 26.11.1996 | 09.02.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
22 | Финляндская Республика | Соглашение | 04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000) | 14.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
23 | Республика Хорватия | Соглашение | 02.10.1995 | 19.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
24 | Чешская Республика | Конвенция | 17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007) | 18.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
25 | Королевство Швеция | Конвенция | 15.06.1993 | 03.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
26 | Латвийская Республика | Соглашение | 20.12.2010 | 06.112012 | 01.01.2013 | 01.01.2013 | ||
27 | Литовская Республика | Соглашение | 29.06.1999 | 05.05.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2006 | ||
28 | Королевство Норвегия | Конвенция | 26.03.1996 | 20.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
29 | Швейцарская Конфедерация | Соглашение | 15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011) | 18.04.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
30 | Республика Албания | Конвенция | 11.04.1995 | 09.12.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
31 | Республика Исландия | Конвенция | 26.11.1999 | 21.07.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
32 | Республика Македония | Соглашение | 21.10.1997 | 14.07.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
33 | Сербия и Черногория (бывшая Югославия) | Конвенция с Союзной Республикой Югославией | 12.10.1995 | 09.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
34 | Республика Мали | Конвенция | 25.06.1996 | 13.09.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
35 | Мексика | Соглашение | 07.06.2004 | 02.04.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2009 | ||
36 | Республика Куба | Соглашение | 14.12.2000 | 15.11.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2011 | ||
37 | Федеративная Республика Бразилия | Конвенция | 22.11.2004 | В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется | ||||
38 | Аргентинская Республика | Конвенция | 10.10.2001 | 15.10.2012 | 01.01.2013 | 01.01.2013 | ||
39 | Республика Ботсвана | Конвенция | 08.04.2003 | 23.12.2009 | 01.01.2010 | 01.07.2010 | ||
40 | Боливарианская Республика Венесуэлла | Конвенция | 22.12.2003 | 19.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2010 | ||
41 | Республика Чили | Конвенция | 19.11.2004 | 23.03.2012 | 01.01.2013 | 01.01.2013 | ||
42 | США | Договор | 17.06.1992 | 16.12.1993 | 01.01.1994 | 01.01.1994 | ||
43 | Канада | Соглашение | 05.10.1995 | 05.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
44 | Катар | Соглашение | 20.04.1998 | 05.09.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
45 | Исламская Республика Иран | Соглашение | 06.03.1998 | 05.04.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
46 | Арабская Республика Египет | Соглашение | 23.09.1997 | 06.12.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
47 | Государство Израиль | Конвенция | 25.04.1994 | 07.12.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
48 | Алжирская Народная Демократическая Республика | Конвенция | 10.03.2006 | 18.12.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2009 | ||
49 | Государство Кувейт | Соглашение | 09.02.1999 | 03.01.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
50 | Ливанская Республика | Конвенция | 08.04.1997 | 16.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
51 | Королевство Саудовская Аравия | Конвенция | 11.02.2007 | 01.02.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2011 | ||
52 | Сирийская Арабская Республика | Соглашение | 17.09.2000 | 16.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2010 | ||
53 | Турецкая Республика | Соглашение | 15.12.1997 | 31.12.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
54 | Республика Индонезия | Соглашение | 12.03.1999 | 17.12.2002 | 01.01.2003 | 01.01.2003 | ||
55 | Республика Индия | Соглашение | 25.03.1997 | 11.04.1998 | 01.01.1999 | 01.04.1999 | ||
56 | Социалистическая Республика Вьетнам | Соглашение | 27.05.1993 | 21.03.1995 | 01.01.1997 | 01.01.1997 | ||
57 | Япония | Конвенция | 18.01.1986 | 27.11.1986 | 01.01.1987 | 01.01.1987 | ||
58 | Королевство Таиланд | Конвенция | 23.09.1999 | 15.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2010 | ||
59 | Республика Филиппины | Конвенция | 26.04.1995 | 12.12.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
60 | Монголия | Соглашение | 05.04.1995 | 22.05.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
61 | Королевство Марокко | Соглашение | 04.09.1997 | 31.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
62 | Китайская Народная Республика | Соглашение | 13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015) | 09.04.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2017 | ||
63 | Республика Корея | Конвенция | 19.11.1992 | 24.08.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
64 | КНДР | Соглашение | 26.09.1997 | 30.05.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
65 | Малайзия | Соглашение с СССР | 31.07.1987 | Информация отсутствует | 01.01.1989 | 01.01.1989 | ||
66 | Республика Сингапур | Соглашение | 09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015) | 16.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2010 | ||
67 | ЮАР | Соглашение | 27.11.1995 | 20.06.2000 | 01.01.2001 | 01.09.2000 | ||
68 | Республика Намибия | Конвенция | 31.03.1998 | 23.06.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
69 | Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка | Соглашение | 02.03.1999 | 29.12.2002 | 01.01.2003 | 01.04.2003 | ||
70 | Австралия | Соглашение | 07.09.2000 | 17.12.2003 | 01.01.2004 | 01.07.2004 | ||
71 | Новая Зеландия | Соглашение | 05.09.2000 | 04.07.2003 | 01.01.2004 | 01.04.2004 | ||
72 | Республика Узбекистан | Соглашение | 02.03.1994 | 27.07.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1996 | ||
73 | Республика Таджикистан | Соглашение | 31.03.1997 | 26.04.2003 | 01.01.2004 | 01.01.2004 | ||
74 | Туркменистан | Соглашение | 14.01.1998 | 10.02.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
75 | Республика Молдова | Соглашение | 12.04.1996 | 06.06.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
76 | Киргизская Республика | Соглашение | 13.01.1999 | 05.07.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2001 | ||
77 | Республика Армения | Соглашение | 28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011) | 17.03.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
78 | Азербайджанская Республика | Соглашение | 03.07.1997 | 03.07.1998 | 01.01.1999 | 01.01.1999 | ||
79 | Украина | Соглашение | 08.02.1995 | 03.08.1999 | 01.01.2000 | 01.01.2000 | ||
80 | Республика Беларусь | Соглашение + Протокол | 21.04.1995 (протокол — 24.01.2006) | 21.01.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
81 | Республика Казахстан | Конвенция | 18.10.1996 | 29.07.1997 | 01.01.1998 | 01.01.1998 | ||
82 | ОАЭ | Соглашение | 07.12.2011 | 23.06.2013 | 01.01.2014 | 01.01.2014 | ||
83 | Специальный административный район Гонконг КНР | Соглашение | 18.01.2016 | 29.07.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2017 | ||
Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.
Великобритания и Россия
Великобритания и Россия не являются исключением, и такое соглашение было подписано Дугласом Хердом и Андреем Козыревым в 1994 году. Соглашение достаточно сложное, и необходимо получить консультацию, чтобы определить, где именно будет облагаться налогом каждый источник дохода. Некоторые виды доходов, такие как дивиденды или проценты, могут облагаться налогом в обеих странах. В этом случае на налог, полностью уплаченный в одной стране, предоставляется налоговое послабление с налогооблагаемых сумм в другой стране. Соглашение между Великобританией и Россией в целом соответствует конвенции ОЭСР, как и большинство подобных соглашений. Тем не менее, некоторые пункты имеют свои особенности.
Данное соглашение распространяется на налогообложение доходов, полученных в Великобритании, налоги на прирост капитала для физических лиц и корпоративный налог для компаний. В то же время, подобно множеству других соглашений, оно совсем не касается налога на наследство. Соглашение является юридическим документом, и его трудно изложить кратко, но он охватывает большинство вопросов, касающихся налогообложения резидента какой-либо из стран, который получает доход или прирост капитала в другой стране.
Статья 3. Общие определения
1. Для целей настоящего Договора, если из контекста не вытекает иное:
a) термин «Договаривающееся Государство» означает Российскую Федерацию (Россию) или Соединенные Штаты Америки (Соединенные Штаты), в зависимости от контекста;
b) термин «Россия» означает Российскую Федерацию. При использовании в географическом смысле термин «Российская Федерация» или «Россия» включает территориальное море, а также экономическую зону и континентальный шельф, в которых Россия может, для определенных целей, осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых действует налоговое законодательство Российской Федерации;
c) термин «Соединенные Штаты» означает Соединенные Штаты Америки, но не включает Пуэрто Рико, Вирджинские острова, Гуам или любое другое владение или территорию Соединенных Штатов. При использовании в географическом смысле термин «Соединенные Штаты» включает территориальное море, а также экономическую зону и континентальный шельф, в которых Соединенные Штаты могут, для определенных целей, осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых действует налоговое законодательство Соединенных Штатов;
d) термин «лицо» означает физическое лицо, а также фонд, доверительный фонд, партнерство, компанию и любое другое объединение лиц;
e) термин «компания» означает любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения. Применительно к России термин «компания» означает акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или любое юридическое лицо или другую организацию, которая подлежит обложению налогом на прибыль;
f) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами, расположенными на территории одного из Договаривающихся Государств;
g) термин «капитал» означает движимое и недвижимое имущество и включает (но не ограничивается) наличные денежные средства, акции или другие документы, подтверждающие имущественные права, векселя, облигации или другие долговые обязательства, а также патенты, торговые марки, авторские права или другие подобные им или имущество;
h) термин «компетентный орган» означает:
i) в России: Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;
ii) в Соединенных Штатах: Министра финансов или его уполномоченного представителя.
2. При применении настоящего Договора Договаривающимся Государством любой не определенный в нем термин будет, если из контекста не вытекает иное или если компетентные органы не придут к общему мнению в соответствии с процедурой, предусмотренной Статьей 24 (Взаимосогласительная процедура), иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства, касающемуся налогов, на которые распространяется настоящий Договор.
Статья 7. Корректировка дохода в случаях, когда одни лица участвуют прямо или косвенно в управлении, контроле или капитале других лиц
1. В случае, если:
a) лицо, являющееся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; или
b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале лица с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве и любого другого лица,
и в любом случае между двумя лицами в их коммерческих или финансовых отношениях имеются или введены условия, отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми лицами, то любой доход, который был бы зачислен одному из лиц, но не был зачислен из-за таких условий, может быть включен в доход этого лица и, соответственно, обложен налогом.
2. Если, в соответствии с положениями пункта 1, доход, который был включен одним Договаривающимся Государством в доход лица, затем включается также другим Договаривающимся Государством в доход другого лица, первое Государство сделает соответствующую корректировку суммы налога, исчисленного первому лицу с такого дохода. При определении такой корректировки будут учитываться другие положения настоящего Договора и компетентные органы Договаривающихся Государств будут при необходимости консультироваться друг с другом.
3. Положения пункта 1 не ограничивают каждое Договаривающееся Государство в применении его национального законодательства для корректировки дохода, вычетов, льгот, предоставляемых в форме зачета, или других льгот между лицами, независимо от того, являются они или нет лицами с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве, в случаях, когда это необходимо для предотвращения уклонения от налогообложения или четкого отражения доходов любых таких лиц.
На какие налоги распространяется налоговое соглашение?
В каждом налоговом соглашении перечислены налоги, в отношении которых оно действует. В части белорусских налогов соглашения обычно применяются к налогу на прибыль, налогу на доходы, подоходному налогу с физических лиц. Также отдельные соглашения применяются к налогу на недвижимость и земельному налогу.
Так, например, в п. 3 ст. 2 Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество закреплено, что соглашение распространяется на следующие налоги:
1) в Узбекистане:
-
налог на доходы предприятий, объединений и организаций;
-
подоходный налог с граждан Узбекистана, иностранных граждан и лиц без гражданства;
-
налог на имущество предприятий;
-
налог на имущество физических лиц;
2) в Беларуси:
-
налог на доходы и прибыль юридических лиц;
-
подоходный налог с граждан;
-
налог на недвижимость.
А в п. 3 ст. 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы указано, что соглашение распространяется на следующие налоги:
1) в Латвии:
-
налог на доходы предприятий;
-
личный подоходный налог;
2) в Беларуси:
-
налог на доходы и прибыль юридических лиц;
-
подоходный налог с граждан.
Комментарий к ст. 7 НК РФ
Комментируемая статья закрепляет приоритет норм международных договоров в законодательстве о налогах и сборах.
Положения статьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами части 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.
Международные договоры в области налогообложения бывают трех основных типов:
— соглашения об избежании двойного налогообложения (например, Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);
— соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000));
— соглашения в области косвенного налогообложения (например, Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) и приложение N 18 к нему, содержащее Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).
Важным термином настоящего соглашения является определение резидента, особенно в случае Гонконга, где нет общего определения в законодательстве Гонконга. Резидент Гонконга определяется как любое физическое лицо, проживающее в Специальном Административном Районе Гонконг; любое физическое лицо, находящееся в Специальном Административном Районе Гонконг в течение более 180 дней налогового года или более 300 дней в течение двух налоговых лет. Компания, зарегистрированная в Специальном Административном Районе Гонконг, является резидентом Гонконга или ( в случае регистрации за пределами Гонконга) компания, управление и менеджмент которой происходит в Гонконге, а также любое другое лицо, созданное в соответствии с гонконгским законодательством или управляющееся в Гонконге (в случае создания за пределами Специального Административного Района Гонконг).
Резидентом Российской Федерации является любое лицо, которое в соответствии с законодательством России подлежит в ней налогообложению на основании места его жительства либо постоянного пребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия. Этот термин в то же время не включает любое лицо, подлежащее налогообложению в России исключительно в отношении доходов от источников в России.
Соглашение устанавливает ряд правил, определяющих статус резидента для лиц, являющихся одновременно резидентом России и Гонконга. В случае, если юридическое лицо является резидентом обеих Договаривающихся Сторон (каждая «Договаривающаяся Сторона»), оно признается резидентом той Договаривающейся Стороны, в которой расположено место его фактического управления.
Дивиденды определяются как доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством той Договаривающейся Стороны, резидентом которой является компания, распределяющая прибыль.
Статья 10 (1) определяет, что дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одной Договаривающейся Стороны, резиденту другой Договаривающейся Стороны, могут облагаться налогом в этой другой Договаривающейся Стороне. Согласно Статье 10 (2) дивиденды могут также облагаться налогом Договаривающейся Стороной, резидентом которой является компания, выплачивающая дивиденды. Право Договаривающейся стороны на налог базируется на природе дивидендов и ограничивается 10 % от общей суммы дивидендов. Однако установлена налоговая ставка в 5% в отношении дивидендов, выплачиваемых компанией (не являющейся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды. Эта мера направлена на предотвращение двойного налогообложения и способствует международным инвестициям.
Есть также некоторые исключения в отношении дивидендов, выплачиваемых в том числе Правительств Договаривающихся сторон, государственных подразделениями, Центрального банка и Валютного Управления Гонконга.
Ограничения согласно параграфам 1 и 2 Статьи 10 предусматриваются для лиц, имеющих фактическое право на дивиденды, будучи резидентом одной Договаривающейся Стороны и осуществляющие предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне, резидентом которой является компания, выплачивающая дивиденды через расположенное там постоянное представительство, и дивиденды связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой.
Соглашение исключает экстерриториальное налогообложение дивидендов в случае, если резидент Договаривающейся Стороны, получает прибыль или доход из другой Договаривающейся Стороны, то эта другая Договаривающаяся Сторона не может взимать никакие налоги с дивидендов, выплачиваемых этой компанией. Существует два исключения: (а) для дивидендов, которые выплачиваются резиденту этой другой Договаривающейся Стороны, или (б) для участия, в отношении которого выплачиваются дивиденды, фактически связано с постоянным представительством или постоянной базой, находящимися в этой другой Договаривающейся Стороне. Статья 5(5) предусматривает, что компании — нерезиденты не являются субъектом налогообложения на нераспределенную прибыль.
Статья 10 не может быть применена, если основной целью или одной из основных целей любого лица, связанного с созданием или передачей акций или других прав, в отношении которых выплачиваются дивиденды, было получение льгот в соответствии с настоящей статьей путем таких создания или передачи.