Транспортный налог в 2023 году. Каких изменений ждать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в 2023 году. Каких изменений ждать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В новом законе закреплено, что полностью освобождаются от транспортного налога две новые категории ТС:
«обращенные в доход государства по решению компетентного органа»;
«специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога

Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.

Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.

В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.

Важно!

В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.

Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:

  • ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).

Суммы транспортного налога включаются:

· плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК).

Ответственность за неуплату налога

В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК).

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Читайте также:  Что грозит злостному неплательщику алиментов?

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Сколько будут платить физические лица

Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.

Вид транспорта Размер пошлины (руб.)
автомобиль массой не более 1,5 т 61
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т 81
автомобиль массой от 1,75 до 2 т 102
автомобиль массой от 2 до 2,25 т 122
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т 142
автомобиль массой от 2,5 до 3 т 162
автомобиль массой более 3 т 223
мотоцикл 40

Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,0 т. (включительно) 162,0
от 1,0 т. до 2,0 т. 209,0
от 2,0 т. до 3,0 т. 255,0
свыше 3,0 т. 325,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 116,0
свыше 0,75 т. 278,0
прицеп-дача (караван) 116,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 278,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 394,0
от 3,5 т. до 12,0 т. 510,0
свыше 12,0 т. 580,0
седельный тягач 464,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 278,0
от 21 до 40 мест 394,0
свыше 40 мест 510,0
Мотоцикл (всех видов): 70

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

Юридические лица (организации) за 1-3 квартал текущего налогового периода производят авансовые отчисления в размере 1/4 части годовой ставки на соответствующие реквизиты. Данная уплата ТН осуществляется поэтапно в следующем порядке:

за первый квартал — в размере 1/4 годовой суммы суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 января отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 марта текущего года;

за второй квартал — в размере 1/4 годовой суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 апреля отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 июня текущего года;

за третий квартал — в размере 1/4 суммы суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 июля отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 сентября текущего года.

Доплату налога за отчетный год юридические лица (организации) должны произвести не позднее 22 февраля следующего календарного года. Если суммы авансовых платежей по итогам года оказались больше исчисленного налога, они признаются излишне уплаченными суммами. Данные излишне уплаченные суммы юридические лица (организации) вправе зачесть или вернуть в порядке, установленном ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь .

Читайте также:  Какие льготы по транспортному налогу положены пенсионерам в 2023 году

Что касается размера ставки транспортного налога, то он зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости транспортного средства либо определяется за одну единицу транспортного средства, сообщил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок:

— Введенный транспортный налог по сравнению с величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 килограммов, а не 500, как это было ранее. При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства. Платить транспортный налог граждане будут ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году. К примеру, машина снята с учета и продана в марте. Соответственно, предыдущий собственник перестает платить налог с первого апреля. Новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

К слову, в обновленном Налоговом кодексе определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами I или II группы, лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а также на 25 процентов — для инвалидов III группы. При этом льгота по снижению ставки транспортного налога предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Транспортный налог в 2023 году хотят изменить. Станет ли он меньше?

В нем предлагается полностью освободить от транспортного налога две новые категории ТС: «обращенные в доход государства по решению компетентного органа» и «специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».

Кроме того, авторы законопроекта прописали новый размер скидок для прицепов (полуприцепов) и транспортных средств, в отношении которых отсутствуют сведения об их типе:

  • пенсионерам, инвалидам I или II группы, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий на территории других государств (при условии, что у владельцев есть права нужной категории) — 50%;
  • инвалидам III группы — 25%.

Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.

Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.

«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.

В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.

Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.

То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).

Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.

Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.

Читайте также:  Когда брак считается расторгнутым после решения суда?

Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.

Размер ставок транспортного налога

Физлицам:

Вес ТС Сумма (BYN)
До 1,5 т 61
1,5 т — 1,75 т 81
1,75 т — 2 т 102
2 т — 2,25 т 122
2,25 т — 2,5 т 142
2,5 т — 3 т 162
свыше 3 т 223
мотоцикл 40

Согласно обновленной редакции Налогового кодекса, введенная пошлина касается как обычных людей, которые владеют транспортными средствами, так и компаний и индивидуальных предпринимателей. За каждую единицу авто, которое зарегистрировано в ГАИ, нужно будет заплатить.

Важный момент: даже если ваш автомобиль пылится в гараже или на даче, и не выезжал на дорогу ни разу за год, то вы все равно должны осуществить уплату транспортного налога в 2021 году.

Все, кто еще до изменений уже оплатил в полном размере дорожный налог, платить дополнительно не будут до окончания оплаченного периода. После этого транспортный налог будет рассчитываться согласно числу оставшихся месяцев. Например, вы оплатили дорожный сбор до 31 марта 2021 года, тогда вам посчитают в 2022 году сумму за девять месяцев.

Те владельцы автотранспорта, которые до 2021 года не оплатили дорожный сбор, должны заплатить одну базовую величину (29 рублей) за машину и 20 рублей за прицеп или мотоцикл до 15 декабря 2021 года. Обратите внимание, что эти суммы начисляются за каждую единицу транспорта. Извещение на оплату будут отправляться не позже 1 ноября этого года.

Что такое калькулятор дорожного сбора?

Калькулятор дорожного налога в Беларуси – онлайн-система, позволяющая в любое время рассчитать сумму дорожного сбора (транспортного налога). Для этого достаточно зайти на сайт (ввести в поисковой системе нужный запрос), заполнить поля, указав следующие данные:

  • статус владельца транспортного средства (указывается, физическое, юридическое лицо);
  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, грузовой тип транспорта, прицеп или полуприцеп, пассажирский автобус);
  • вес машины, пассажирского транспортного средства (данную информацию можно посмотреть в техническом паспорте машины).

Последние новости о налоге

Последние новости по этому вопросу не так давно обсуждал Владимир Кухарев, который делал предположения по поводу того, как изменится дорожный налог в РБ в 2019 году. 27 декабря 2019 года сделать заявление по поводу того, что над разработкой изменений для транспортного налога уже работает команда министров.

Проблема того, что изменения нужны, существует, потому что сегодня многие владельцы транспортных средств перестали проходить процедуру технического осмотра с целью экономии финансов. В результате этого они подвергают опасности не только собственную жизнь, а и жизнь окружающих. Нововведения должны решить эту проблему и внести изменения в закон об уплате за использование дорог на территории Беларуси.

Ещё несколько лет назад одно из периодических знаний страны публиковало статистику, в соответствии с которой на трёх белорусов приходился один личный автомобиль. Несложно применить матрицу для общего количества населения и понять, что каждый день по дорогам страны проезжает более 3 миллионов ТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *