Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО это не новая инициатива. Эта тема муссируется достаточно давно и теперь, кажется, что реализация идеи уже близко. Сама идея состоит в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО должны выписываться, если машина попадется на камеру видеофиксации на дороге. Но имеется оговорка — фиксация нарушения дважды в течение 10 дней. Объясняется это тем, что в законе предусмотрено десятидневное окно для езды без полиса после покупки авто. На деле инициатива пока не воплощена. Камеры на дорогах стоят давно и фиксируют другие виды нарушений, штрафы за езду без полиса также введены. Но до этого времени имелись сложности с санкционированием в адрес водителей без полисов, чье присутствие на дорогах зафиксировано на видео.
Нарушения ПДД которые фиксируют камеры видеофиксации
Список нарушений которые способны фиксировать современные камеры видеофиксации:
- превышение скорости
- проезд на запрещающий сигнал светофора
- выезд за стоп-линию
- выезд на встречную полосу движения
- проезд под знак «Въезд запрещен»
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»
- выезд на полосу для маршрутных транспортных средств
- выезд на тротуар
- движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей
- нарушение требований дорожной разметки
- выполнение поворота из второго ряда
- не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни
- нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков
- непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах
Виды и типы камер ГИБДД
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) обеспечивает водителям условия для соблюдения ПДД. Определяет места крепления камер фото- или видеофиксации на улицах населенных пунктов или загородных трассах. А Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД штрафует водителей, нарушающих Правила дорожного движения. Информация в ЦАФАП поступает с камер по связи GPS/ГЛОНАСС.
В настоящее время устройства автоматической фиксации нарушений делятся на 3 вида:
- Лазерные.
- Радарные.
- Видеофиксирующие.
А по способу установки:
- Мобильные.
- Стационарные.
Лазерные комплексы захватывают и ведут цель на отдельном отрезке дороги, стреляя коротковолновыми импульсами с определенным временным интервалом. Расчет скорости ведется исходя из временной задержки каждой отраженной волны импульса.
Радарные устройства работают по принципу эффекта Доплера. Датчики пускают электромагнитный сигнал и ловят его отражение. Если автомобиль находится в движении, частота отраженного сигнала меняется, и по ее колебаниям аппарат определяет скорость.
Видеофиксирующие устройства предназначены для распознавания регистрационных знаков. Устанавливаются как на дорогах общего пользования, так и на парковочных зонах. Фиксируют различные нарушения, кроме превышения скорости.
Таблица 1. Дорожные камеры в Москве. Классификация и модели
Классификация |
Модели |
Стационарный радар |
Стрелка-СТ (старого образца), Стрелка-СТ (нового образца), Стрелка Плюс, Автоураган, Автодория, Арена, Кордон, Кречет-С, Крис, Одиссей |
Пост ДПС (мобильный) |
Бинар, Амата, Визир, Кукушка |
Тренога |
Арена, Крис, Амата |
Камера проезда на красный свет |
Перекресток |
Контроль светофоров |
Визир |
Все остальные |
Поток, Паркон-С (контроль остановки), Робот, ЛИСД-2Ф |
Действующее законодательство не адаптировано к возможностям дистанционного контроля. В ряде случаев могут возникнуть коллизии, приводящие к проблемам.
- Закон допускает эксплуатацию транспортного средства без ОСАГО в течение 10 дней после покупки. Камера не может установить дату сделки, соответственно неизвестно число, до которого действует льготный период.
- Камера не может определить переход права собственности путем считывания знаков. Если информация не поступила в базу ГИБДД, штраф придет прежнему владельцу.
- Штраф за забытый полис утрачивает актуальность. Он составляет 500 рублей, накладывается, если у водителя есть бланк ОСАГО, но он забыл его дома.
- Существует вероятность повторного наложения штрафа при проезде автомобилиста по одному маршруту несколько раз в день.
Перечисленные вопросы активно прорабатываются. Вероятно, по завершении первого этапа эксперимента будут внесены предложения по оптимизации системы.
Как избежать штрафов в будущем
Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.
Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.
Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.
Какие нарушения фиксируют камеры?
Современные комплексы, установленные для фиксации нарушений, способны реагировать на следующие ситуации:
- превышение скоростного режима свыше установленных норм;
- нарушение требований дорожной разметки;
- проезд на знак светофора, запрещающий движение автотранспорта;
- выезд за пределы линии «Стоп»;
- выезд на полосу встречного движения;
- выезд на тротуар;
- движение по обочине;
- движение по полосе, предназначенной для проезда общественного транспорта;
- выезд на перекресток при заторе;
- отсутствие ближнего света фар и дневных ходовых огней;
- проезд по запрещающие дорожные знаки: «Въезд запрещен», «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- для тяжелых грузовиков нарушение правил оплаты проезда;
- поворот, выполненный из второго ряда;
- непредставление преимущественного права пересечения дороги пешеходами на специально оборудованных пешеходных переходах;
- движение грузовых транспортных средств на автомагистралях и дорогах для автомобилей далее второй полосы.
Возможные ошибки при работе камер ОСАГО
Среди возможных проблем и сложностей, которые могут повлиять на корректную работу системы, эксперты называют:
- ПДД в ряде случаев допускает вождение без полиса – например, в течение 10 суток после приобретения автомобиля. Камеры же не смогут распознать, перешло ли право собственности на машину при сохранении старых номерных знаков.
- Применить систему для ст. №12.3, когда действующий полис у владельца имеется, но он забыл его дома (штраф 500 руб.), не получится. Выявить это нарушение сможет только инспектор ДПС при личной проверке водительских документов.
- Открытым остаётся вопрос, сколько раз в день будет налагаться штраф за страховку с камер. Будет ли он выписываться новое взыскание при проезде под очередной камерой, или введётся некое ограничение, пока доподлинно неизвестно.
Эксперты прокомментировали возможное повышение штрафов за отсутствие ОСАГО
Нет. По состоянию на 01 Июня 2023 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится. Но на сегодняшний день камеры фиксируют езду без страховки, а вместо штрафов водителям приходят уведомления об отсутствии у них полиса.
- Автовладельцу отказывают в продаже полиса. А потом, когда он несолоно хлебавши выезжает за пределы офиса страховой компании, ему присылают штраф за отсутствие полиса. Почему наказывают автовладельца, где тут его вина?
- Автовладелец купил полис, однако данные от страховой компании в базу данных РСА пришли с задержкой. В результате за то время, пока этой информации не было, автовладелец ездил как бы без полиса и получил много штрафов. Теперь он должен тратить время на обжалование постановлений. Разве тут есть вина автовладельца?
- Автовладелец купил автомобиль, у него есть 10 дней на постановку его на учет. Как ему доехать до офиса страховой компании на этом автомобиле, не получив штраф за отсутствие полиса?
Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО
Нет. По состоянию на 01 Июня 2023 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится. Но на сегодняшний день камеры фиксируют езду без страховки, а вместо штрафов водителям приходят уведомления об отсутствии у них полиса.
- Сначала камера фиксирует номерной знак автомобиля, который попал под ее прицел.
- Сведения будут отправляться в специальную базу данных.
- База данных будет сохранять полученные сведения. После отправлять запросы, в отношении каждого транспорта в базу РСА.
- Если полис ОСАГО у владельца автомобиля отсутствует, то система автоматически формирует штраф. После этого отправит его в базу ГИБДД.
Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году
Список нарушения, которые фиксируются уличными камерами и радарами ГИБДД в 2021 году:
- Выезд на полосу встречного движения;
- Превышение скорости;
- Проезд на красный сигнал светофора;
- Не пропускание пешеходов на пешеходных переходах;
- Выезд за стоп-линию;
- Проезд под знак «Въезд запрещен»;
- Проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств;
- Заезд на тротуар;
- Нарушение дорожной разметки;
- Поворота из второго ряда;
- Неправильное использование световых приборов (ближний свет фар или дневные ходовые огни);
- Нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.
Когда камеры начнут определять отсутствие страхового полиса
Пока при ответе на вопрос, штрафуют ли камеры за отсутствие страховки, сотрудники ГИБДД отвечают отрицательно. Согласно официальному документу от ведомства, до момента окончания обязательных работ автоматически выявить данные о правонарушениях не представляется возможным. Работать система будет после того, как пройдет техническую подготовку.
Поэтому точно сказать, когда заработают камеры видеофиксации, выписывающие штрафы за езду без ОСАГО, никто не может. Необходимо объединить базы ГИБДД и РСА, чтобы информация анализировалась в полном объеме.
Предполагается, что пилотный проект заработает в Москве. Далее по списку идет выявление авто без страховки в Татарстане. Регион является «первопроходцем» различных новшеств. После того, когда система будет проверена, а ошибки не выявятся, она будет распространена по всей стране.
Ещё несколько странностей
Шутка ли, но действующее на 2021 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ «Об ОСАГО», предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.
Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.
Еще по теме Права в другом городе после лишения — как забрать?
Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:
- тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
- информация в базе обновилась даже после внесения.
Несмотря на то, что это происходит достаточно быстро, но всё же не за несколько десятков минут, которых хватит, чтобы водитель поехал и попал на финансовую санкцию.
Карта радаров и камер видеофиксации в Москве
Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.
Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.
Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.
По состоянию на август 2019 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.
Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.
7 августа 2019 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.
Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.
? Будет ли опубликован список адресов, где установлены камеры, которые подключены к системе видеофиксации отсутствия полиса ОСАГО?
Нет, эта информация не будет в общем доступе. На дорогах устанавливаются камеры-муляжи, камеры, не подключенные к этой системе. Цель – сделать движение более безопасным.
? Есть ли максимальное количество штрафов, которое может быть выписано по одному автомобилю?
Нет, количество штрафов не ограничено. Если один и тот же нарушитель попадется нескольким камерам, то он получит несколько штрафов.
? Что делать если штраф система сформировала ошибочно, а у водителя со страховкой все в порядке?
Если штраф был выписан по ошибке, то вы имеете право оспорить его через суд. Для этого вам потребуются документы, подтверждающие наличие ошибки, в первую очередь — действующий полис ОСАГО. Если вы купили фальшивую страховку, то оспорить штраф вы не сможете.
В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.
При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.
В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.
Важно! Следует отметить, что со стороны государства не распространяется информация, на каких участках Москвы будут установлены камеры. Объясняется это тем, что нарушите просто будут избегать этих участков дороги или специально закрывать номерной знак, чтобы камера не смогла считать информацию.
Штрафовать за отсутствие ОСАГО камеры могут уже в 1 квартале 2021 года
Тестирование системы штрафов за отсутствие автогражданки продлится несколько месяцев. Российский Союз Автостраховщиков запустил систему в начале августа, тестовый период закончится самое раннее в начале 2020 года. Следовательно, перенос столичного опыта на другие регионы России возможен не раньше конца этого года. При этом стоит учесть опыт предыдущих инициатив РСА.
Ни одно из нововведений Российского Союза Автостраховщиков не вводилось одновременно во всех регионах.
Как правило, новые программы запускают поэтапно. В случае с системой штрафов через дорожные камеры за отсутствие полиса ОСАГО первые в очереди регионы с наибольшим числом транспортных средств, которые не застрахованы по автогражданке.
Актуальность новшества продиктована тем, что по подсчетам РСА сегодня в России без полисов ОСАГО ездят порядка десяти процентов от общего числа автовладельцев. В абсолютном выражении предпочитают обходиться без автогражданки около трех миллионов собственников транспорта.
Есть регионы, где число транспортных средств без полисов обязательного автострахования достигает тридцати процентов от общего количества.
Например, не отличаются ответственным подходом к вопросу покупки ОСАГО водители на Камчатке. Там доля незастрахованного транспорта достигает тридцати процентов. Пострадавшим по вине водителей таких транспортных средств придется взыскивать возмещение имущественного ущерба непосредственно с виновника ДТП.
В большинстве случаев это возможно сделать только через суд, причем при условии наличия у виновника дорожной аварии постоянной работы с нужным уровнем дохода или имущества, которое может быть продано в счет оплаты долга.
Если же спровоцировавший ДТП водитель нигде не работает или получает минимально возможную зарплату и по документам у него нет имущества, взыскание имущественного ущерба не представляется возможным.
Ценообразование в любом виде страхования, включая обязательную автостраховку, строится не только на статистике убыточности, но и на общем количестве застрахованных. Чем меньше будет автовладельцев, купивших полис ОСАГО, тем выше цена автогражданки.
Увеличение числа застрахованных за счет введения системы штрафов за отсутствие полиса ОСАГО если и не уменьшит цены, то как минимум затормозит рост тарифов.
Чаще остальных предпочитают обходиться без обязательной автостраховки опытные автовладельцы, которые практически не попадают в дорожные аварии по собственной вине. Пополнение числа застрахованных такими гражданами однозначно позволит страховым компаниям снизить убыточность.
Однако стоит учесть и причину, по которой опытные автовладельцы зачастую предпочитают обходиться без полисов ОСАГО, а именно доступность этого вида услуг. Для мотивации собственников транспорта к покупке автогражданке одних штрафов мало, нужно сделать так, чтобы страховку можно было беспрепятственно приобрести в любом регионе России, причем без покупки дополнительных товаров и услуг.
Решение этой проблемы и введение системы выявления нарушителей без полисов ОСАГО через дорожные камеры позволят довести количество застрахованных транспортных средств практически до ста процентов.
Согласно статистике, полученной от страховых компаний, более 7% водителей пользуются своими транспортными средствами, не оформляя обязательный полис ОСАГО или используя фальшивые страховые документы. Эти данные подтвердила и статистика, полученная с дорожных видеокамер на столичных дорогах.
Всего несколько дней работы системы видеофиксации позволили выявить около 5 тысяч подобных нарушений. Все эти водители отделаются лишь уведомлением без необходимости платить штраф.
Запуск проекта должен был состояться еще в прошлом году. Но объединение информационных баз ГИБДД и РСА было сопряжено с определенными техническими трудностями, поэтому сроки на подготовку были увеличены.
В тестовом режиме система начала использоваться лишь после того, как расхождения по данным МВД и РСА свелись к минимуму и составили меньше 1%.
Руководство РСА отметило важность достаточной продолжительности переходного периода. Автомобилисты должны привыкнуть к новшеству и подготовиться к нему. Поэтому тестирование продлится 2-3 месяца, а потом будет решаться вопрос о введении штрафов.
Пока нарушители, управляющие транспортным средством без ОСАГО, будут получать лишь уведомления, штрафы им начисляться не будут.
В 2021 году в Москве установят 865 новых камер автоматической фиксации
Пока при ответе на вопрос, штрафуют ли камеры за отсутствие страховки, сотрудники ГИБДД отвечают отрицательно. Согласно официальному документу от ведомства, до момента окончания обязательных работ автоматически выявить данные о правонарушениях не представляется возможным. Работать система будет после того, как пройдет техническую подготовку.
Поэтому точно сказать, когда заработают камеры видеофиксации, выписывающие штрафы за езду без ОСАГО, никто не может. Необходимо объединить базы ГИБДД и РСА, чтобы информация анализировалась в полном объеме.
Предполагается, что пилотный проект заработает в Москве. Далее по списку идет выявление авто без страховки в Татарстане. Регион является «первопроходцем» различных новшеств. После того, когда система будет проверена, а ошибки не выявятся, она будет распространена по всей стране.
Впрочем, и старт московского этапа могут перенести. Говоря об информационном взаимодействии с ГИБДД в РСА, прежде всего имеют в виду получение сведений о грубых нарушениях ПДД, которые будут влиять на страховой тариф с 24 августа. Это первоочередная задача.
Напомним, что законом предусмотрено влияние на тариф определенных видов нарушений. Во-первых, это вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования и оставление места ДТП. Во-вторых, это выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 60 км/ч по сравнению с разрешенной. Учитываются только неоднократные нарушения в течение года до заключения договора ОСАГО. Их не станут учитывать в том случае, если они были зафиксированы камерами либо вследствие таких нарушений было ДТП и страховая выплата, повлиявшая на КБМ, уточнили в РСА.
Какие нужны документы в 2023 году
Где оформить страховку ОСАГО, автовладелец выбирает самостоятельно. Чтобы сделать полис в офисе СК, нужно подготовить пакет документов:
- Паспорт владельца автомобиля. Если страховой полис оформляет другое лицо, также потребуется его паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- Водительское удостоверение владельца транспортного средства и всех людей, которые будут вписаны в полис. Если оформляется договор страхования без ограничений, водительские удостоверения других людей не нужны.
- Техпаспорт автомобиля (ПТС) и свидетельство о регистрации транспортного средства. ПТС выдаётся в момент покупки или при ввозе в Россию из-за границы.
- Полис ОСАГО предыдущего владельца ТС, если есть.
- Заявление на заключение договора страхования гражданской ответственности. Если заявитель оформляет страховку авто в офисе страховщика, заявление составляется в письменном виде.
Обо всех нюансах, которые касаются оформления полиса страхования ОСАГО, расскажет страховой агент. Также он поможет оформить автостраховку, если клиент желает сделать это на сайте или в мобильном приложении.
Как выбрать страховую компанию – где лучше купить
Чтобы не пострадать от мошенников, перед заключением договора необходимо проверить, есть ли у страховой компании лицензия. Выбрать самого надёжного страховщика помогут отзывы. К большим скидкам, не обусловленным аккуратным вождением, следует относиться с осторожностью. Разница в стоимости полисов обязательного страхования у разных страховщиков не может быть большой, потому что регулируется государством.
Компания может повышать и понижать цену страховки, но она придерживается базовой ставки. Все страховщики учитывают соблюдение правил ПДД, аккуратность вождения, наличие штрафов у водителя.
Выбирая, где застраховать автомобиль, обращайте внимание на следующие критерии:
- Время, в течение которого страховщик присутствует на рынке. Чем дольше работает компания, тем она привлекательнее.
- Наличие разрешительных документов. Лицензии обычно находятся на официальном сайте, в разделе «Документы». Проверить наличие и подлинность лицензии можно на сайте Центробанка.
- Присутствие в рейтингах. Интернет-издания составляют рейтинги надёжности, и если страховщик занимает высокую позицию, он надёжен.
- Рекомендации пользователей. Это не самый весомый критерий, но он может дополнить общую картину.