ГДЗ по обществознанию 9 класс Боголюбов Страница 24

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГДЗ по обществознанию 9 класс Боголюбов Страница 24». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на множество похожих черт в этих режимах, есть в них и много различий, вот основные из них: 1. Наиболее серьёзное различие связано с пониманием цели, «исторической миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства», специфические национально-имперские идеи или какие-то другие. Можно сказать, что двигателем тоталитаризма на момент зарождения была та или иная утопическая мечта, направленная на ликвидацию либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой-то мере отвечавшая желаниям большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как прообраз будущего миропорядка. Поэтому тоталитаризм направлен не только на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается реализовать свои потенции «вовне», т. е. глобально распространить аналогичный своему общественный строй на другие страны. Авторитарные государства в подавляющем большинстве случаев не ставят перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя. Военные хунты в Латинской Америке обычно приходили к власти под лозунгами сохранения утвердившегося порядка, избавления от реальной или мнимой угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным изменениям. 2.Второе различие тоталитарной и авторитарной системы, заключается в неодинаковой степени регламентации различных аспектов общественной жизни в них. Тоталитаризм стремится реализовать утопический идеал во всех сферах общественной жизни. В результате предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности, растворена в ней. Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность. 3.При авторитарных режимах часто остаются некоторые признаки демократии, формально существуют парламент, партии, разделение властей и другие атрибуты демократии: гражданское общество не полностью поглощено государством, и возможно даже «дозированное инакомыслие». Диктатура может признавать или терпеть определенные социальные конфликты. 4. Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые тоталитаризму чужды. Тоталитаризм в период становления в соответствии со своим утопическим идеалом разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, ликвидирует сложившуюся прежде социальную дифференциацию, т. е. «превращает классы в массы». Это одновременно порождает огромный слой людей, утративших свои социальные корни и готовых следовать за новыми вождями, которым они безоговорочно доверяют. Тоталитарные режимы активно вторгаются в экономическую сферу, либо устанавливая над ней строгий контроль, либо подвергая её полному или почти полному огосударствлению. 5. Многие авторитарные режимы стремились сохранить прежний социально-экономический уклад. Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу довольно прагматично. Военные академии в Бразилии и в Перу давали своим выпускникам не только военные знания; они включали в программу обучения и курсы экономической науки, управления, основы социологии и т. д. Это позволяло им трезво оценивать преимущества той или иной системы хозяйствования. И, захватывая власть, военные оставались скорее контролерами, чем специалистами. Они весьма осторожно относились к экономическим процессам, а непосредственное управление ими, как правило, поручали специалистам из гражданских лиц. В противоположность тоталитарным диктатурам такие авторитарные режимы, как, например, в Южной Корее, на Тайване, оказались достаточно эффективными в экономическом отношении. 6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры. Решения партийных органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров власти, а также для армии и службы внутренней безопасности. 7. В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их стран, и по своей сути призвано осуществлять не репрессивную, а управленческую функцию. Безусловно, факты коррупции и прямого злоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень живуча. 8. Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в характере репрессий ,в том какую роль они играют в обоих режимах. В период зарождения, становления и господства тоталитарная диктатура осуществляет систематический террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Он проводится секретной службой безопасности, значение которой со временем возрастает настолько, что она пытается соперничать с правящей партией за власть. 9. Авторитарный режим также имеет тайную полицию, которая часто попирает закон и терроризирует противников режима. Но массовые узаконенные репрессии с созданием специальных лагерей авторитаризму, как правило, не свойственны. Авторитарные диктаторы обычно применяют тактику избирательного террора, направленного на устранение или запугивание оппозиционных депутатов, видных общественных деятелей, несогласных с политикой режима, и т. д. Чаще всего с ослаблением репрессий начинают расти и набирать вес в обществе, в политической борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм постепенно перерастает в авторитаризм.

Примеры тоталитарных государств

Первым примером тотальной диктатуры в истории считается Царство Третьей династии Ура в древней Месопотамии. Период пришелся на 2100–2003 годы до нашей эры, ознаменовался для страны национализацией земель, огосударствлением ремесел, осуществлением большинства работ силами государственных рабов.

Более поздний пример полного отсутствия демократии – иезуитское государство Парагвая, сформировавшееся, согласно описаниям историков, к началу 18 века. Предпосылками развития тоталитаризма выступили склонность правителя к авторитаризму, следование утопическим принципам построения коммунистического общества.

И самый современный образец – Северная Корея, где сформировался режим тоталитарной идеократии. Его существование возможно только при всеобщем подчинении определенной идеологии. В отличие от других государств, корейский опыт имеет свои особенности, причиной которых выступают элементы национального колорита и последствия многолетнего патримониального режима. Однако определяющие черты тоталитаризма в Северной Корее прослеживаются довольно ярко.

Тоталитаризм — что это? Определение, особенности и признаки тоталитарной политической системы. Чем тоталитаризм отличается от авторитарного и демократического режимов? Примеры тоталитарных государств. Был ли тоталитаризм в СССР? Есть ли защита от тоталитаризма?

Что между ними общего?

Важно выявить не только отличие авторитаризма от тоталитаризма, но и общие черты, сходства. Обычно эти данные записывают в виде краткой таблицы, чтобы пользователю было удобно воспринимать информацию.

  • Концентрация власти. В обоих случаях она сосредоточена только в одних руках. Это может быть единственный человек или совет, партия, парламент. То есть группа людей.
  • Закрытость правящей элиты. Никто не может подступиться к власти, она сосредоточена только в одних руках, мнение и интересы других людей в этом случае не учитываются.
  • Допустимость средств массовой информации. Государство самостоятельно выбирает, какие именно СМИ будут предоставлять информацию обществу. Поступают только те данные, которые определяет правящая верхушка.
  • Свобода выбора. Полностью или частично отсутствует, подавляется.
  • Управление государственными сферами. Правительству подвластна экономика, повседневная жизнь общества, политика, остальные сферы.
  • Ограничение прав граждан. В обоих случаях происходит ограничение прав, но при авторитаризме они контролируются полностью, при тоталитаризме — частично.

Определение 2

Авторитарный режим – это форма политического режима, при которой государственная власть сосредоточена в руках отдельных граждан или групп граждан, которые, прежде всего, заботятся о сохранении своих руководящих позиций на как можно более долгий период времени и об устранении всякой конкурентной борьбы за власть

Несмотря на некоторое сходство авторитарного режима с тоталитарным, можно выделить ряд отличий одного режима от другого. Так, для авторитарного режима характерно следующее:

  • допускается некоторый плюрализм, но сильно ограниченный и строго контролируемый;
  • отсутствует строгий и массовый контроль над всеми производственными единицами, учебными заведениями, профсоюзами, СМИ;
  • от граждан и юридических лиц не требуется активная и постоянная демонстрация преданности существующему режиму.

Таким образом, авторитарный режим можно назвать более мягким по сравнению с тоталитарным режимом. Тем не менее, при нем имеет место ограничение прав и свобод человека. Как уже говорилось выше, плюрализм мнений в условиях авторитаризма хоть и присутствует, но строго дозирован.

Так, в общем, не запрещено создавать иные партии, отличные от правящей, но если какая-либо из новых партий в теории может составить конкуренцию господствующей партии, то ее деятельность будет строго контролироваться и всемерно ограничиваться.

Читайте также:  Как продать долю в квартире: условия и особенности сделки, пошаговая инструкция

Однако при авторитарном режиме в обществе относительную независимость сохраняют такие институты, как церковь, ассоциации или социальные движения, которые могут представлять потенциальную угрозу действующему режиму. В принципе, такие институты могут стать базисом для организации оппозиции.

По сравнению с тоталитарным режимом авторитаризм встречается гораздо чаще.

Пример 2

Испания Франко, Португалия Салазара, Аргентина Перрона – примеры авторитарных режимов XX в.

Характерные черты авторитарного режима:

  • государство возглавляет авторитетный политический деятель, у которого наблюдаются ярко выраженные черты харизматического лидера;
  • власть реализует узкая группа правящей элиты, которая действует от имени авторитетного лидера (большая часть населения отчуждена от вопросов правления);
  • политическая элита создается через кооптацию, т.е. представители правящих кругов самостоятельно отбирают и вводят в состав партии новое пополнение;
  • граждане никаким образом не контролируют власть, которая осуществляется только на основании закона (однако этот закон используется по усмотрению действующей власти);
  • политические решения, как правило, реализуются с помощью силовых методов.

Правоведение для чайников — 16. Политические режимы

Выберите верные суждения о политических режимах и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов.

Право в тоталитарном и авторитарном государстве

Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.

Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.

Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.

Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.

Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:

  • основывается на идеях расизма, провозглашаемых господство одной «чистой» нации или народности. Другие народы, которые не вошли в состав элитарных масс, должны были обслуживать высшую расу или подлежать уничтожению;
  • проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать новые территории для новой высшей расы.

Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.

Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:

  • умеренное – для которого характерны гуманные, невоенные методы достижения цели: пропаганда, убеждение;
  • радикальное – использовавшее такой метод политической борьбы, как террор. Идеи данного направления фундаментализма стали воплощаться в жизнь с конца 70-х годов ХХ. века.

Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.

Важной общей чертой тоталитарных режимов является установление централизованного контроля над экономической жизнью и построение необходимой бюрократической системы. Это также можно сделать путём прямой национализации предприятий.

Во всех случаях это связано с разработкой государственных бизнес-планов, регулированием заработной платы и строгим контролем над прибылью. Таким образом, экономика подчиняется формулам официальной идеологии.

Тоталитарная структура – это организация, в основе которой лежит принцип многоступенчатой иерархии с присущим всеобъемлющим и распространённым характером, деятельность которой происходит по принципу «сверху-вниз» и иногда по принципу «снизу-вверх».

Тоталитарная структура может существовать в форме таких организаций:

  • религиозная секта;
  • преступная группировка;
  • политическая партия;
  • тоталитарное государство.

Каждая из них имеет свою специфику.

Сравнительная таблица

Сравнение двух режимов (таблица):

Критерии Тоталитаризм Авторитаризм
идеология единая государственная отсутствует, но есть политический пиар
власть лидер и одна партия лидер и правящая партия
контроль во всех сферах только в политике
активность граждан гражданская активность пассивное общество
репрессии к инакомыслящим к политическим конкурентам
экономика плановая рыночная
свобода цензура СМИ ограниченный плюрализм

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм — это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица ( президента, монарха, премьер-министра ) или группы лиц — например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

Власти активно используют репрессии против политических противников.

Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

Правящая партия соединяется с государством.

Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.

Обширный госсектор в экономике.

Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте.
Какому типу политического режима соответствует данная система?
Укажите два признака, по которым Вы это определили.
Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

Правильный ответ:
1) В стране Z — демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
— многопартийность, политический плюрализм
— свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
— реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
— разделение властей

Что такое политический режим?

Политический режим – это совокупность средств и методов, используемых властью для осуществления своей деятельности. В это понятие входят такие аспекты как способы голосования, наличие взаимной зависимости между ветвями власти, принципы принятия решений и прочее. Многим кажется, что у словосочетания «политический режим» присутствует отрицательная коннотация. Однако это нейтральный термин, который в политологии применяется по отношению ко всем государствам.

Читайте также:  Транспортный налог в Крыму в 2023 году за 2022-ой, порядок, сроки, льготы

В настоящее время политический режим – одно из важнейших понятий, используемых политологами при описании устройства государств. В частности, оно позволяет быстро сравнивать различные страны, исследовать различия в применяемых подходах к власти. Интерес представляет зависимость социальных, экономических и прочих показателей от действующего политического режима, а также направления и способы взаимных трансформаций разных режимов.

Тоталитарный режим и его особенности

ВВЕДЕНИЕ

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу син­тетического характера должна была рассматриваться в качестве сино­нима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, посколь­ку функционирование государства характеризует не политический, а го­сударственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям полити­ческой жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: фор­му правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процес­сов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической сис­темы, включающей в себя государство и негосударственные, общест­венно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-полити­ческой «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком пони­мании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, на­рушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть ре­ально не формируется и не контролируется народом.

Разновидностью авторитарного режима является тота­литарный режим.

1. Определение и признаки тоталитарного режима.

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое опреде­ление социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” — весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающи­еся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его соци­альной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием од­ной официальной идеологии, которая формируется и задается обще­ственно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные дог­мы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев об­щества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захва­тывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого стано­вится массовым явлением одновременное занятие партийной и госу­дарственной должности, а там, где этого не происходит, государст­венными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

Демократизация является одним из видов политического процесса, который приобрел особую актуальность в последние десятилетия в связи с падением авторитарных режимов и попыткой утверждения демократических институтов во многих государствах мира.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, осно­ванный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Читайте также:  Продление миграционного учета по патенту: как успеть вовремя

Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции.

Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности перехода от одного типа политического режима к другому, прямо противоположному. Общеисторическая тенденция перехода от тоталитарного государства к демократическому политическому режиму очевидна.

Попытка введения в тоталитарном обществе набора стандартных, демократических норм и принципов может быть не воспринята значительными слоями населения, привыкшими едва ли не на генетическом уровне жить по строго регламентированным нормам.

Демократическое общество предполагает не только наличие свобод, но также необходимость и обязанность человека самому заботиться о собственной судьбе и благополучии. Выделение, как при тоталитарном режиме, гражданину обязательной, хотя сравнительно низкой, доли (пайки) социальных благ от государства, порой вне зависимости от его реального трудового вклада, исключается. Это не всем приходится по душе. Не все граждане в состоянии приспособиться к новым, достаточно жестким условиям свободного, рыночного общества. Многие быстро разочаровываются в ценностях демократии, мечтают о возврате к старому, в их понимании – социально обеспеченному обществу.

Все эти обстоятельства требуют от власти, реформаторов крайне осторожного, постепенного, осмысленного перехода от тоталитаризма к демократии, диалектического отрицания прежнего. Переход от тоталитаризма к демократии, особенно при попытке его поспешного введения, чреват возможным отторжением и даже активным сопротивлением части населения, а при слабости власти – откатом, возвращением к старому.

С другой стороны, власть должна обладать способностью, реальными рычагами для защиты завоеваний демократии. Поэтому ряд политологов склоняется к мысли о том, что переход от тоталитаризма к демократии вполне возможен (допустим) через этап авторитаризма, концентрирующего в своих руках все основные рычаги власти.

В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу, активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации:

— оригинальная модернизация — был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

— вторичная модернизация — был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних.

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации:

— идентичности (связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта),

— легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти),

— участия (возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти),

— проникновения (проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни),

— распределения (неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ).

Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократизации стереотипов традиционалистской политической культуры, а главное – повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеологическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких социальных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствующее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тенденций в развитии нашей страны.

История концепции тоталитаризма

Тоталитаризм характеризуется отсутствием демократических свобод, диктатурой и полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества и человека.

Слово «тоталитаризм» было введено в оборот 1923 года итальянским политиком Джованни Амендола, который использовал его для обозначения политического строя фашистской Италии для подчёркивания отличий этого строя от известных в истории примеров диктатуры.

Впервые этот термин для пропаганды применил в 1925 г. Бенито Муссолини, когда в Королевстве Италия начала формироваться однопартийная фашистская система. Следует отметить, что в Королевстве Италия, как и в Третьем Рейхе тех времён, выражение «тоталитарное государство» применялось в положительном смысле. За пределами этих режимов термин имел преимущественно отрицательное значение.

В политологии понятие «тоталитаризма» прежде было использовано для характеристики фашистского режима Муссолини в Королевстве Италия, но впоследствии оно распространилось на обозначение нацистского режима Третьего Рейха и советского сталинизма.

Эта концепция стала более популярной во время холодной войны, когда в главном антикоммунистическом политическом дискурсе западные правительства ставили целью подчеркнуть сходство между фашистскими странами и СССР.

Отличия тоталитаризма от авторитаризма

Эти политические режимы очень схожи. Нередко учёные не приходят к согласию, какой политический режим господствует в той или иной стране.

Тоталитаризм и авторитаризм имеют схожие и различные признаки. И присутствие или отсутствие того или иного признака может изменить мнение о режиме в стране.

Эти два понятия не исключают друг друга. Тоталитаризм считается крайней формой авторитаризма.

Выделим их основные отличия.

Власть просто не допускает участия граждан в политической жизни. Поэтому и контроля над их политическим мировоззрением не осуществляет.

Тоталитаризм Авторитаризм
Власть контролирует не только политику, но ещё и экономику, и общественную и частную жизнь. Власть заинтересована только в политической жизни и в обороне страны.
Всегда есть политическая идеология. Это попытка власти влиять на то, о чём и как люди думают. При тоталитаризме идёт пропаганда какой-то политической идеи. В СССР такой идеей был коммунизм, в Германии при Гитлере — нацизм.
Люди или целые нации могут объявляться неугодными. Их преследуют, они подвергаются политическим репрессиям. То есть наказанию, совершение которого осуществляется по приказу лидера страны. У власти может не быть особого мнения о господствующей в стране нации или расе. Упор делается на политику.
Партия, которая стоит у власти, становится не просто основной силой, но и самим государством.
Она заменяет собой все ветви власти, а из её лидера делают культ личности.
Культ личности не играет особой роли. Лидер может не обладать выдающейся харизмой.

Недемократические политические режимы: тирания, диктатура

В недемократических политических режимах вся полнота власти сосредоточена в лице единоличного правителя и подконтрольной ему правящей партии. Хотя, в государстве с таким режимом власти, может существовать Конституция (высший закон государства) и даже созываться парламент, однако, они полностью подчинены воле самодержца.

Любой недемократический режим характеризуется следующими отличительными чертами:

  • захват и удержание власти в стране осуществляется единоличным правителем или правящей верхушкой с помощью силы;
  • права и свободы граждан государства сильно ограничены, либо провозглашены на словах, но в действительности не соблюдаются;
  • в стране либо полностью отсутствует политическая оппозиция, либо ее деятельность жестко ограничена;
  • государство берет под контроль отдельные сферы общественной жизни (политическую, социальную, культурную, духовную);
  • важным элементом государственного аппарата являются карательные органы, которые занимаются поиском и наказанием людей, не согласных с установленным политическим режимом, решениями, принимаемыми властью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *