Оплата общедомовых нужд по счетчику: что изменится для жильцов многоэтажек

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата общедомовых нужд по счетчику: что изменится для жильцов многоэтажек». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Обязательны общие собрания

Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.

Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.

Как не платить за установку общедомового счетчика?

Установка счетчика может обойтись жильцам бесплатно, если управляющая компания или ТСЖ, в управлении которого находится дом, заключит договор с энергосервисной компанией (ЭСК). Тогда прибор учета будет установлен за ее счет и передан собственникам МКД на время в лизинг.

На самом деле такой механизм включает в себя покрытие расходов энергосервисной компании на установку счетчика (с запланированной прибылью) постепенно с последующей передачей его в собственность жильцов. Процесс заключается в следующем:

  1. УК или ТСЖ заключают договор с ЭСК.
  2. ЭСК устанавливает общедомовой прибор учета тепла из своих средств.
  3. Жильцы дома производят оплату за тепло по счетчику и 80 % сложившейся экономии передают в счет погашения стоимости его установки;
  4. После полного возврата затрат ЭСК прибор учета передается жильцам в собственность.

Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.

Стоимость приборов учета.

Сегодня на рынке города Липецка и Липецкой области работают десятки организаций, осуществляющих установку общедомовых и индивидуальных приборов учета. Ассортимент и стоимость приборов учета и оборудования разнообразны.

Стоимость общедомовых приборов учета зависит от принимаемой проектной организацией принципиальной схемы узла учета и может значительно изменяться в зависимости от количества входящих в узел учета средств измерений.

Ориентировочно стоимость выполняемых АО «ЛГЭК» работ по установке индивидуальных приборов учета воды (холодной/горячей), включая стоимость самих приборов учета, составляет:

-при диаметре ИПУ 15 мм — от 1 621 до 2 700 рублей (с НДС).

Читайте также:  Оформление земельно-правовой документации под гаражом («гаражная амнистия»)

Разбег цен зависит от комплектности монтируемого узла учета: с установкой/без установки фильтра, крана шарового.

Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.

1.Приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений. 2.Приборы учета должны быть опломбированы органами метрологической службы и иметь действующую отметку (печать) о государственной поверке. 3.Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в период действия сертификата, могут применяться при наличии действующего клейма государственной поверки. 4.Проектирование, монтаж и эксплуатация приборов учета производится в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя России, инструкциями изготовителей средств измерений с учетом специфики устанавливаемых приборов учета.

За чей счет должны устанавливаться счетчики на холодное водоснабжение?

В соответствии с п. 81 Постановления № 354, оснащение жилого помещения индивидуальными учетными приборами возлагается на собственника. Это означает, что он обязан сам купить и за свой счет обеспечить установку, оплатив соответствующие услуги лица, управомоченного на обслуживание сетей холодного водоснабжения и имеющего необходимые знания и допуск к таким работам.

А вот уже ввод установленного прибора в эксплуатацию, а также опломбировка, должны осуществляться исполнителем коммунальных услуг на бесплатной основе (ч. 5 ст. 20 ФЗ № 416 от 7-го декабря 2011-го года), кроме случаев, когда производится повторное опломбирование и ввод в эксплуатацию по вине абонента.

Плановые поверки водомеров (каждые 6 лет – на счетчики холодной воды, 4 года – горячей) по истечении данного межповерочного интервала осуществляются на платной основе за счет абонента.

  1. Общедомовой счетчик тепла может значительно сократить ваши затраты на отопление.
  2. В больших и новых зданиях общедомовой счетчик тепла окупается быстрей, чем в небольших и старых зданиях.
  3. В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» практически во всех домах и зданиях необходимо установить общедомовой счетчик тепла.
  4. Заключение энергосервисного контракта поможет вам установить счетчик тепловой энергии бесплатно.
  5. Перед установкой общедомового счетчика необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подойдет.
  6. Счетчика тепла необходимо регулярно обслуживать и поверять, иначе вы рискуете переплачивать за тепло.

Закон об общедомовых счетчиках

Оплата коммунальных услуг – одна из главных статей расхода россиян, поэтому они не хотят платить деньги за услуги, которые не были предоставлены. Чтобы сделать расчеты за энергоносители более прозрачными, необходимо устанавливать, как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета. Разница в их показаниях, по сути, это общедомовые нужды, которые также надо оплачивать.

Понимают это и законодатели, подписавшие еще в 2013 году ФЗ №344, предполагающий повышение коэффициентов для объектов, не имеющих еще ОДПУ. Начиная с 2017 года, для таких домов коэффициент и вовсе вырос в 1,6 раза, между тем, по положениям закона №261, энергоресурсы (включая воду), должны оплачиваться согласно показаниям счетчиков.

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители (Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное — наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Особенности установки ОДПУ

Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.

Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.

Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.

Установка приборов учета коммунальных ресурсов

Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:

  1. управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  2. товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  3. иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Читайте также:  Выдача населению документов, справок, выписок из домовых и похозяйственных книг

Как рассчитывается ОДН в многоэтажке со счетчиком

  1. В Новосибирской области с 1 января 2022 года зафиксирован обновленный норматив потребления электроэнергии по ОДН на 1 кв. м для 3-этажных многоквартирных домов величиной 0,907 кВт/ч в месяц, для 5-этажных 2,210 кВт/ч, 12-этажных 4,411 кВт/ч, 13-этажных в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта – от 6,128 до 7,014 кВт/ч.
  2. В Ростовской области если многоэтажка оборудована только лампочками, придется оплачивать 0,6 кВт/ч в месяц на ОДН. Если есть лифт, норматив расходования электроэнергии увеличивается до 1,7 кВт/ч. Насосное оборудование в доме требует оплаты по расходованию света плюс 0,9 кВт/ч.
  3. В Саратове жильцы многоквартирного дома в 2 этажа оплачивают потребление ресурса при осветительных приборах в подъездах 0,59 кВт/ч за месяц, этажность в 4 этажа увеличивает размер до 0,84 кВт/ч, а при наличии насосного устройства норматив достигает 0,97 кВт/ч. В 9-этажке норматив ОДН по свету в 2022 году составляет 1,82 кВт/ч по минимуму, есть лифт – оплатите 2,4 кВт/ч, насос – 2,10 кВт/ч, силовые установки – 2,72 кВт/ч.

Расчёт тарифов для мест общего пользования

В каждом доме имеются места, к которым имеют доступ все проживающие в доме жильцы. Это могут быть колясочные и другие подсобные помещения, лестничные клетки, коридоры и т.п.

В этих помещениях работает электрическое освещение, а в некоторые из них проведена и вода. Оплачивать за потребляемые в этих местах энергоресурсы должны все жильцы.

При наличии ОДПУ расчёт таких затрат производится очень просто. Для этого используется незамысловатая формула:

С (общ). = [П – П(инд.)] x Т

где:

  • С (общ.) – плата за полученные коммунальные услуги в местах общего пользования;
  • П – показания ОДПУ;
  • П(инд.) – показания индивидуального (квартирного) счётчика;
  • Т – действующий тариф на эту услугу.

Этот порядок расчёта регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг за № 307.

При отсутствии общедомового счётчика расчёт оплаты за потреблённые в местах общего пользования ресурсы проводится по нормативам его потребления.

Причём с 2015 года полученная сумма будет умножаться на повышающий коэффициент 1,1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *