Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расcчитать сумму утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров
Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:
- производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
- производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
- производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
- физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
- импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
- производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Таблица и ставки утилизационного сбора
В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:
Виды и категории транспортных средств | Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора | |
Новый автомобиль | Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска) | |
Для физических лиц: | ||
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G | ||
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) | 1,42 | 5,3 |
Рабочий объём двигателя: | ||
менее 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
1001-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
2001-3000 куб.см. | 4,22 | 16,12 |
3001-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя | 0,17 | 0,26 |
Для юридических лиц: | ||
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G | ||
Полная масса: | ||
до 2,5 тонн | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 тонны | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 тонн | 1,65 | 2,64 |
5-8 тонн | 1,82 | 4,56 |
8-12 тонн | 2,21 | 6,91 |
12-20 тонн | 2,43 | 10,06 |
20-50 тонн | 4,79 | 11,8 |
Что изменилось в 2023 году
Согласно постановлению Правительства РФ №2132 от 24 ноября 2022 г., некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора были скорректированы. Для большинства категорий сумма сбора не изменилась. Изменения коснулись следующих категорий:
- Автогрейдеров с мощностью более 140л.с.;
- Бульдозеров с мощностью от 200 до 400л.с.;
- Дорожных катков;
- Фронтальных и вилочных погрузчиков с мощностью от 100-200л.с и 250-400л.с.;
- Автосамосвалов, самосвалов, седельных тягачей и шасси массой от 20 до 50 тонн.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин
Категория транспортного средства | При сдаче на утилизацию, т. р. | при сдаче по Trade-In, т.р. |
Легковой сегмент | 50 тысяч руб. | 40 тысяч руб. |
Внедорожники | 90 тысяч руб. | 75 тысяч руб. |
Грузовики 2,5- 3,1 тонны | 120 тысяч руб. | 100 тысяч руб. |
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны | 175 тысяч руб. | 145 тысяч руб. |
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны | 200 тысяч руб. | 165 тысяч руб. |
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн | 350 тысяч руб. | 300 тысяч руб. |
Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.
Как сдать свой автомобиль в утилизацию?
Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет. Выяснить, куда именно обращаться, можно у дилерского центра, где планируется покупка новой машины. Зачастую дилеры предпочитают сотрудничать по вопросу утилизации с конкретными приемщиками.
После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.
Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.
Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.
Список моделей авто с предоставляемыми скидками
В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:
№ | Марка автомобиля | Максимальная скидка при утилизации, тыс. руб | Максимальная скидка в программе трейд-ин, тыс. руб |
---|---|---|---|
1. | ВАЗ — все модели | 50 | |
2. | ГАЗ — все коммерческие модели | 175 | |
3. | ГАЗ грузовики | 350 | |
4. |
УАЗ
Patriot Hunter |
90 | |
5. |
УАЗ
Pickup Cargo и коммерческие модели |
120 | |
6. |
Opel
Corsa Insignia Meriva |
40 | |
7. |
Opel
Astra Zafira Tourer |
80 | |
8. | Opel Mokka | ||
9. |
Opel
Astra Famil Zafira Family |
130 | |
10. |
Peugeot
408 4008 Boxer |
50 | |
11. |
SsangYong
Actyon Kyron |
120 | |
12. |
Ford
Focus Mondeo S-Max Galaxy Kuga FWD Ecosport FWD |
50 | 50 |
13. | Ford Kuga AWD | 90 | 75 |
14. | Ford Ecosport AWD | 90 | 90 |
15. |
Ford
Kuga 2.5 Trend Edge Explorer |
100 | 100 |
16. |
Volkswagen
Polo седан Jetta |
50 | 40 |
17. | Volkswagen Tiguan 2014 | 90 | 75 |
18. |
Renault
Logan Sandero |
25 | 25 |
19. |
Renault
Megane хетчбэк Fluence Koleos Duster |
50 000 | 40 000 |
20. | Nissan ALMERA | 60 | 50 |
21. | Nissan TEANA | 100 | 90 |
22. | Nissan TERRANO | 50 | 40 |
23. | Citroen C4 Sedan | 50 | 40 |
24. | Skoda Fabia | 60 | 50 |
25. | Skoda Rapid | 80 | 70 |
26. |
Skoda
Octavia Yeti |
90 | 80 |
27. | Skoda Yeti 4×4 | 130 | 115 |
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2023 году
Многие автолюбители желают приобрести взамен старого авто модели бывшие в употреблении. Такое желание продиктовано высокой стоимостью новых моделей и ограниченными финансовыми возможностями.
В программе утилизации не участвуют автомашины б/у в качестве покупки. Но некоторые дилерские салоны предлагают такую альтернативу: они принимают ТС по программе трейд-ин и предлагают модели б/у со скидкой.
В таком варианте имеется существенный плюс. Автовладелец может быть уверенным в том, что приобретает машину в хорошем техническом состоянии и проблем с документами в дальнейшем не возникнет.
Если у автовладельца имеется сертификат на получение скидки на покупку ТС, то банки идут навстречу потребителю, и чаще всего одобряют кредит.
Какие транспортные средства освобождается от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
Определяем размер утилизационного сбора
Исходные данные, необходимые для расчета суммы утилизационного сбора, включая установление видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых он уплачивается, определяет Правительство РФ. (Плательщик исчисляет утилизационный сбор самостоятельно.) Изначально Перечень видов и категорий указанных ТС был утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, однако с 08.01.2014 действует новый Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (далее — Постановление N 1291). По новым правилам утилизационный сбор нужно уплачивать также при ввозе в РФ:
- автосамосвалов полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
- автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
- автосамосвалов полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
- автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
- транспортных средств категории с электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой.
Кроме того, Перечень расширен за счет включения в него шасси колесных транспортных средств категорий , , , , .
Обратим внимание на еще одно уточнение: из названия разд. III исключено указание на то, что в данную группу входят специализированные транспортные средства соответствующих категорий, а в самом разделе речь теперь идет о специальных транспортных средствах, а не о транспортных средствах специального назначения. Таким образом, исключена возможность предположения о том, что под транспортными средствами, указанными в разд. III, следует понимать не только специальные, но и специализированные ТС. Прецедент на этот счет уже был (см. Постановление ФАС ДВО от 04.10.2013 N Ф03-4450/2013).
Помимо видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в Перечне приведены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора. Его размер определяется путем умножения соответствующего коэффициента на базовую ставку.
Налоговый учет утилизационного сбора
В целях налогообложения прибыли при применении метода начисления порядок учета расходов по уплате утилизационного сбора зависит от того, включаются ли они в стоимость приобретенных транспортных средств, предназначенных для перепродажи. Решение этого вопроса — обязанность налогоплательщика, поскольку именно он должен в учетной политике для целей налогообложения определить порядок формирования стоимости приобретения товаров.
Вариант первый: расходы по уплате утилизационного сбора включаются в стоимость приобретенных ТС. Как указано в ст. 320 НК РФ, налогоплательщик вправе стоимость приобретения товаров сформировать с учетом расходов, связанных с их приобретением. Стоимость приобретения товаров (сформированная в рассматриваемом случае с учетом утилизационного сбора) относится к прямым расходам, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализовано ТС.
Кто не должен платить
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:
- автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
- транспортные средства участников программ переселения в Россию,
- автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
- легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.