Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для обращения гражданина в прокуратуру и в суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что делать, если вы столкнулись с нарушением чьих-либо прав, законов, в принципе, с любыми нарушениями? Куда следует обратиться, как правильно подавать заявления и чего ожидать – об этом вы узнаете из нашего материала.
Виды обращений граждан
Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.
Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.
- При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.
- Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.
- Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.
Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.
При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.
Защита прокурором жилищных прав граждан в судебном порядке
В Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий обеспечения права на достойный жизненный уровень.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
О защите прокурором жилищных прав граждан в судебном порядке – интервью с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры республики юристом 1 класса Вадимом Никоновым
Вадим Владимирович, каким образом органы прокуратуры защищают нарушенные жилищные права граждан?
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ органы прокуратуры могут обратиться в суд в защиту интересов граждан с исковым заявлением с требованием о восстановлении нарушенных прав и принимают участие по делам обаятельной категории.
Также прокурор принимает участие по делам о выселении и признании утратившим право пользования жилым помещением.
Установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, согласно статье 1, п.1.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, согласно статье 2, п.1.
Согласно статье 5, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Требования к письменному обращению, согласно статье 7:
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Установленные законом сроки
Теперь перейдем к главному вопросу, а именно к сроку рассмотрения жалобы в прокуратуру. Законодательство в этом плане имеет интересную особенность – существуют нормы, которые указывают на четкие временные границы. Но другие законы в случае необходимости позволяют эти нормы нарушать. Таким образом имеются стандартные сроки, которые весьма гибки и могут при необходимости сдвигаться. Законом установлены следующие нормы:
- 14 дней на проведение ускоренной проверки прокуратурой. Проводится она в том случае, когда предоставленных материалов дела достаточно, не нужно привлекать экспертов или организовывать многочисленные выезды. Например, такие проверки проводятся в тех случаях, когда какая – либо госслужба уже выявила проблему, но нарушитель отказался её устранить;
- 30 дней на проведение стандартной проверки. Такая проверка подразумевает множество выездных экспертиз, запрос множества бумаг, самостоятельный сбор материалов дела сотрудниками прокуратуры и т.д.. Проводится в большинстве случаев, при этом заявителя могут многократно привлекать к процессу ведения дела;
- Бессрочно, если дело нужно передать в суд. Если прокуратура обнаруживает нарушение, которое требуется передать суду, то сроки установить нельзя – дело будет длиться столько, сколько нужно суду для того, чтобы определить степень вины нарушителя и необходимое наказание. Хоть это и самый долгий вариант, он наиболее эффективен при рассмотрении сложных дел.
Теперь поговорим о факторах, которые могут привести к тому, что срок проверки будет увеличен более чем на 30 дней. Во первых, это может быть связано с действиями самого заявителя, которые может сам случайно замедлить следствие. Перечень таких действии мы приведем ниже, так как он весьма велик.
Во вторых, задержки могут быть вызваны нарушителем. Например, он может не предоставить необходимые документы, препятствовать проведению экспертиз, не давать сотрудникам допуск к важным материалам.
В третьих, всегда существуют различные форс – мажорные обстоятельства, которые могут помешать сотрудникам прокуратуры уложиться в столь незначительный срок. Так что сотрудники прокуратуры могут увеличить допустимые сроки рассмотрения жалобы. Но сделать они могут это только в том случае, если направят пострадавшему письменное сообщение о том, что требуется продолжение проверки, а так же обоснуют задержку.
Общие и сокращенные сроки на ознакомление с деталями дела
Сроки рассмотрения жалоб в прокуратуре разделяют на две основные категории: общие и сокращенные. «Стандартный» период ожидания для граждан составляет 30 календарных дней. Как правило, большинство подобных обращений не нуждаются в срочном ответе, а потому у правоохранителей есть достаточно времени для того, чтобы сделать необходимые запросы и получить ответы на них, проверить достоверность указанных в обращении фактов, выяснить дополнительные сведения, способствующие успешному разрешению вопроса.
В некоторых случаях до 15 дней сокращается срок рассмотрения обращений (заявлений, жалоб) прокуратурой. На каких основаниях можно получить ответ быстрее, сказано в ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ»
если поступившее обращение не нуждается в дополнительной проверке;
- если с заявлением или жалобой обращаются представители корпуса уполномоченных по правам человека;
- если требуется дать ответ на парламентский или депутатский запрос.
О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан
В действующем законодательстве предусмотрено право для граждан на обжалование решений и действий должностных лиц и суда, которые осуществляют уголовное судопроизводство.
Если гражданин обратился с жалобой не в то учреждение, например в прокуратуру вместо ОВД, тогда она должна в течение 7 дней направить жалобу по принадлежности, одновременно известив об этом заявителя в соответствии с п. 3.3 инструкции и разъяснив, куда ему нужно обращаться. Извещение должно подписать соответствующее должностное лицо.
Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре? При обращении не по адресу в течение 7 дней с момента поступления жалобы ее должны направить в соответствующую инстанцию и известить об этом заявителя. Извещение производится в письменной форме почтовым отправлением.
Сроки рассмотрения жалоб граждан прокуратурой должны учитываться в обязательном порядке.
Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?
Согласно п. 4.12 инструкции переписка должна прекратиться, если отсутствуют новые доводы, то, что изложено, уже полностью проверено. Также по изложенному дан ответ в установленном порядке. Мотивированное заключение о прекращении переписки должен дать исполнитель. Автор получает еще до того, как истек срок обращения, сообщение от исполнителя об этом. Когда переписка уже прекращена, а автор отправляет новое обращение без дополнительных доводов, то переписка не возобновляется. При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме.
Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют. А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией.
Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.
Место подачи жалобы, опять же, определяется причиной этой жалобы.
Как и в прошлом разделе правильнее будет рассмотреть лишь некоторые, наиболее популярные случаи:
- Глава государства, глава города или депутат муниципального собрания, комендант воинской части, министерства образования, экологии и прочее. Это высшие из всех возможных адресатов подачи коллективной жалобы. Президенту заявление от граждан пишется в случае систематического неисполнения федеральных законов Российской Федерации, при игнорировании проблемы со стороны низших инстанций. Мэру, а конкретнее в городскую администрацию, можно написать жалобу в случае каких-либо нарушений, исходящих от городских управляющих компаний и департаментов, местной думы или местного чиновничьего аппарата.
- Прокуратура. Это наиболее распространённое место подачи жалоб, так как этим правоохранительным органом решения принимаются быстро и зачастую действенно. При любом нарушении или ущемлении прав любой гражданин имеет право, собрав некоторое число единомышленников, направить жалобу в прокуратуру.
- Трудовая инспекция. В эту инстанцию подаются жалобы как раз в ситуациях, перечисленных в последнем пункте прошлого раздела. Вероятнее всего, жалоба, поданная именно в трудовую инспекцию, является самой непростой по заполнению.
- Участковый полиции. По всем вопросам, связанным с поведением, нарушающим покой соседей, необходимо обращаться к нему. По закону жалоба рассматривается участковым в течение трёх суток.
Также могут быть и менее значимые адресаты: начальник ЖЭКа, управдом и др.
Отличие коллективной жалобы от индивидуальной
Если нарушены права одного человека, то он самостоятельно предъявляет жалобу с описанием проблемы и конкретными требованиями.
Часто обстоятельства могут привести к нарушению прав сразу нескольких людей. Все они, объединившись, вправе выдвинуть письменную претензию в адрес нарушителя.
Индивидуальное и коллективное обращения мало чем отличаются. Разница заключается в том, что при коллективном составлении документа в нем следует указать общее мнение всех заявителей, а также обстоятельства, произошедшие с каждым из них.
После составления письменного обращения каждый из участников должен поставить на документе свою личную подпись. Это будет являться доказательством того, что каждый заявитель подтверждает достоверность изложенной в жалобе информации.
Как узнать, на какой стадии находится рассмотрение обращения в органах прокуратуры?
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения, граждане вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В развитие требований Федерального закона порядок и сроки информирования заявителей (направление ответов, уведомлений) определены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» на этапе принятия решения по итогам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, в том числе:
о результатах проверки обращения;
о продлении в установленном порядке срока разрешения обращения;
о направлении обращения (в полном объеме или в части) для рассмотрения в другое ведомство (в том числе органы предварительного расследования), к компетенции которого относится рассмотрение поставленного вопроса;
о направлении обращения соответствующему прокурору;
о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные;
в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению (если фамилия и адрес заявителя поддаются прочтению);
о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение;
о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
По устным (телефонным) запросам граждан или представителей организаций работники делопроизводственных служб могут сообщать им иную, предусмотренную п. 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, информацию.
Обжалование деяний или решений прокурора представляет собой сложную и многогранную процедуру, которая реализуется через целую систему органов государственной власти. Так, жалобу можно подать вышестоящему прокурору, дойдя таким образом на высшей надзорной инстанции – Генеральная прокуратура РФ. Если в деяниях должностного лица усматривается состав преступления, целесообразно направить заявление в Следственный комитет РФ. Исключительной инстанцией выступает Президент РФ, который также может рассмотреть материалы, предоставленные гражданином по факту нарушения со стороны прокурора. Для того, чтобы сформировать грамотное заявление и отстоять свои права в соответствующих инстанциях, следует принимать во внимание и использовать на практике все те правила и нюансы, которые были раскрыты в данной статье.
Нормативное регулирование
Право на обращение – одно из прав, данных Конституцией. Нельзя сказать, что оно является чем-то новым. В международных документах отмечается важность его соблюдения. Например, в декларации прав человека 1948 г. и в Пакте о гражданских и политических правах от 1966 г.
Их положения частично отражаются в федеральном законе, непосредственно посвященном порядку подачи и рассмотрения обращений. В нем затрагивается и вопрос срока ответа на обращения граждан. Закон служит базой для нормативных документов, регулирующих общение людей с чиновниками и органами власти. Почти в каждом учреждении принят документ, в котором установлен порядок работы с письмами от граждан. Издаются приказы о передаче полномочий сотрудникам. Наверное, многие сталкивались с отделами по работе с обращениями граждан. Иногда данная работа возлагается на одного из сотрудников.
Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?
Термин рассмотрения жалоб бывает сокращённый или общий. Всё зависит от того, насколько тщательно проводится проверка, отправляются ли запросы в различные инстанции, требуются ли дополнительные действия.
Переписка с человеком может прекратиться, когда в его очередном заявлении нет никаких изменений, а все предыдущие сведения уже проверены. Это делается согласно п.4.12 Инструкции. Человеку даётся ответ по факту рассмотренной жалобы. При получении ещё одного подобного заявления, переписка не возобновляется. Правоохранительные органы информируют об этом человека специальным письмом.
Жалоба не рассматривается и уведомление о получении её органами прокуратуры не присылается, если она была получена от анонимного адресата. Такое заявление отправляется в полицию. Без уведомления остаются обращения, которые содержат нецензурные высказывания и ругательства.
В случае бездействия на должностные лица можно пожаловаться либо главному прокурору местной прокуратуры либо заместителю начальника Генеральной прокуратуры. Обычно заявление не рассматривается в силу таких причин: халатность, коррупция, нехватка профессионализма. На действия генпрокурора можно пожаловаться в Центральное Управление Генеральной Прокуратуры в г. Москве.
Порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре
Все отделения прокуратуры РФ имеют единый порядок рассмотрения обращений как юридических, так и физических лиц, который установлен законом. В том числе есть срок и для проведения проверки.
У любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью прочих лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона.
[3]
Для правильного составления заявления может потребоваться консультация юриста, что поможет в обеспечении скорейшего изучения обстоятельств дела и разрешении сложившейся ситуации.
Что делать, если время проверки истекло?
Если гражданин пропустил какой-то срок, то это не является критическим. Срок может быть восстановлен для этого необходимо попросить о продлении.
Сроки подачи предусмотрен процессуальным кодексом. Если гражданин посчитал, на какой день приходится конец срока подачи жалобы и понял, что срок истек или пропущен (при этом не важно, по какой причине так произошло), то он может подать ходатайство о продлении. Даже если причина полностью обусловлена действиями суда, то есть гражданина не известили о судебном процессе или решение пришло по почте с опозданием, срок может быть восстановлен.
Наряду с апелляционной жалобой нужно заявить ходатайство о восстановлении срока на подачу. Ходатайство должно быть подано отдельными документами. В случае если это не сделано, то один факт пропуска может стать основанием для возвращения жалобы заявителю. Если причины будут неуважительными, жалобу возвращают заявителю. Решение об отказе принимается в течении 15 дней.