Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление жилищного сертификата чернобыльцами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статус чернобыльца не гарантирует немедленную выдачу сертификата на получение жилищной помощи. Право на получение выплат имеет ограниченный список граждан. Кто попадает в эту категорию, можно узнать из Федерального закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальном обеспечении…». от 15 мая 1991 года (с изменениями и дополнениями).
Желающим оформить чернобыльский сертификат нужно воспользоваться своим правом. Процедура добровольная, а не автоматическая. Придется собирать документы и обращаться в целевое ведомство.
Куда обращаться:
- МЧС или военное начальство – туда могут обратиться только военные, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
- отдел при местной администрации или жилищная комиссия;
- МФЦ «Мои документы» – службы «одного окна», принимают заявления от граждан и передают их в соответствующее ведомство;
- портал Госуслуги – при наличии услуги в вашем регионе.
Обратите внимание на дату обращения. Если вы хотите получить сертификат в следующем году, нужно подать заявление не позднее 1 июля текущего года. Желательно раньше, начиная с 1 января. Очередь формируется не сразу, а по прошествии времени. Поэтому вставать на учет лучше заблаговременно.
✅ Могут ли отказать в выдаче сертификата – что делать?
Имеются случаи отказа в улучшении жилищных условий чернобыльцев. Отказ в выдаче сертификата может произойти по вашей собственной вине или по вине государственного органа.
Причины отказа
- Отсутствие документов для включения в лист ожидания;
- Неправильная или неточная информация, предоставленная в заявлении;
- Получатель чернобыльской помощи не имеет права на получение HHC, например — Нет сертификата;
- Заявитель ранее получал государственную помощь — социальное жилье, гранты и т.д.
- В этом случае сертификат не выдается, только бесплатное жилье по договору социального найма в течение последних 5 лет;
- Ваучер на жилье не требуется, например, если у семьи достаточно жилья.
Причиной отказа обычно является отсутствие средств. Заявка на получение сертификата может быть отклонена по неубедительным основаниям, например, из-за малого размера документов, неразборчивых печатей, «просроченных» сертификатов и т.д. Наиболее эффективным способом реализации ваших прав является подача апелляции. Жаловаться властям бессмысленно. Отказы часто являются простым выполнением указаний вышестоящих инстанций. Поэтому жалоба не рассматривается или не отправляется стандартный ответ.
Административное исковое заявление подается в районный суд (городской суд) по месту жительства истца. Стоимость подачи жалобы составляет 300 рублей. Основные требования к заявлению и документам содержатся в статье 125-126 КАС РФ. Желательно, чтобы процедуру сопровождал человек с юридическим образованием или адвокат. При должной подготовке чернобылец может выиграть дело, заставив судебные органы включить истца в список тех, кто получит жилищный сертификат.
Чернобыльцы — настоящие герои, люди, которые рисковали своей жизнью ради спасения других. Они имеют право на получение пособий, на которые имеют право. Жилищный ваучер дает вам право на улучшение жилищных условий. Однако подача заявления на его получение может быть сопряжена с определенными трудностями. Быть отвергнутым властями — самая сложная часть процесса. Избежать произвола администрации, выбрать схему, рассчитать площадь, сумму погашения и ипотеку очень сложно без юриста. Мы предлагаем бесплатные консультации по жилищному праву. Юристы на нашем сайте объяснят непонятные моменты, подскажут, как стать ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и что делать и куда жаловаться на незаконный отказ администрации. Консультация бесплатна — свяжитесь с нами!
Разъяснения о порядке обеспечения жильем граждан, пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) установлено право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) участники ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 гг.:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
граждане, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;
младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
5) эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
граждане, эвакуированные, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (в том числе родившиеся в данных зонах после 30 июня 1986 года) и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (этим гражданам меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы);
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе родившимся в данных зонах после 1 января 1994 года), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.
6) граждане из подразделений особого риска:
непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета реализуется гражданами вышеназванных категорий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710 (далее – ведомственная целевая программа), путем выдачи им из средств федерального бюджета государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС).
Субсидия предоставляется в размере, рассчитываемом на основе средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии:
- со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе;
- с нормативами жилой площади.
Рассмотрим расчет субсидий более подробно. Начнем с определения стоимости 1 кв. м.
Как уже говорилось ранее, эта стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ. Но постановлением Правительства № 153 устанавливаются и повышающие коэффициенты для некоторых регионов РФ (например, 1,2 — для Москвы, 1,1 — для Тюменской области и т. д.).
Далее определяемся с нормативом жилой площади:
- для семьи из 3 и более человек — 18 кв. м на каждого;
- для семьи из 2 человек — 42 кв. м;
- для одиноко живущих граждан — 33 кв. м.
Дополнительно может предоставляться 15 кв. м площади при наличии оснований, предусмотренных соответствующими законами (например, в случае признания гражданина инвалидом).
Данные размеры нормативов требуют соблюдения определенных условий:
- у лица, претендующего на получение сертификата, и лиц, с ним проживающих, нет иной жилой площади;
- если у гражданина имеется договор социального найма, он подлежит расторжению;
- если у гражданина есть жилое помещение без обременений, то он передает его в безвозмездном порядке в собственность государству.
Если гражданин отказывается отчуждать помещения и оставляет их, норматив рассчитывается исходя из разницы между размером жилья, предусмотренным постановлением правительства, и имеющимся жильем. Но и в данном случае есть ограничения: если общая площадь, в которой нуждается гражданин, меньше 18 кв. м, он обязан отказаться от имеющейся у него квартиры, т. к. иначе субсидия ему выплачена не будет.
Считаем стоимость жилищного сертификата для нуждающегося москвича, проживающего с супругой:
- семья из 2 человек — 42 кв. м;
- стоимость 1 кв. м в Москве на 1-й квартал 2019 года — 91 670 руб.;
- повышающий коэффициент для Москвы — 1,2;
- Итого: 42 × 1,2 × 91 670 = 4 620 168 руб.
Сколько квадратных метров оплачивает государство?
Человека, проживающего в одиночестве, государство обеспечивает 33 квадратными метрами жилплощади. Если у него есть семья, льготные метры распространяются и на всех ее членов. На двоих дается 42 квадрата, а если семья больше, на каждого положено по 18 квадратов. Семьей при этом считаются супруги, их родители и дети, проживающие на одной территории. Не столь близкая родня, проживающая постоянно с заявителем, считается семьей, только если этот факт установлен судом.
Воспользоваться госпомощью можно, только отказавшись от иного жилья, если оно имеется в собственности. Договор о социальном найме жилья должен быть расторгнут, собственность без обременений — передана во владение государству. Если этого не сделать, сотрудники органа местного самоуправления рассчитают разницу между положенными метрами и теми, что уже имеются. Если разница меньше 18 квадратов, сертификат заявителю не выдадут.
Для определения суммы госпомощи в расчет берут цену квадратного метра, установленную в регионе проживания заявителя. Для некоторых субъектов страны сумму увеличивают на определенный коэффициент:
- 1,2 — жителям Якутии, Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Приморского края, Чукотского АО, Московской области и Москвы, северной столицы (Санкт-Петербурга), Камчатского и Хабаровского краев;
- 1,15 — жителям Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской, Свердловской областей, Бурятии, Хакасии и Тывы;
- 1,1 — жителям Омской, Калининградской, Кемеровской, Тюменской, Томской и Новосибирской областей, Ханты-Мансийского АО, Алтайского края и Алтая.
Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:
- Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
- Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
- Состав семьи;
- Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).
По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:
- 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
- 42 кв. метра – на семью из двух человек;
- По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.
Жилищный сертификат чернобыльцам в 2021 году: порядок получения
- При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
- Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
- Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
- После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
- Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
- Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
- Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
- Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
- Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие уважительных причин;
- Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
Государственный жилищный сертификат – это именное свидетельство, которое дает право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий граждан.
Размер социальной выплаты зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается исходя из норматива стоимости 1 кв. метра и количества жильцов. Воспользоваться субсидией можно только для оплаты жилья, расположенного на территории региона, указанного в сертификате.
Получить такую социальную выплату можно только один раз. Недвижимость должна быть оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи, отмеченных в сертификате.
В 2022 году субсидии на покупку жилья будут выдаваться льготникам и гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В число льготных категорий также граждан входят ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, жители Крайнего Севера, сотрудники органов внутренних дел и вынужденные переселенцы.
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно при отсутствии собственного жилья или в том случае, если жилплощадь меньше установленной нормы. Также гражданина и членов его семьи могут признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, если помещение, которым они владеют, непригодно для проживания (например, дом признан аварийным или у одного из жильцов выявлено тяжелое заболевание).
Начнем с вопроса, что это такое? Это именное свидетельство, удостоверяющее право его владельца на получение субсидии из федерального бюджета для приобретения жилья. Правильное наименование данного документа – государственный жилищный сертификат.
Последний выдается в рамках реализации ведомственной целевой программы, направленной на оказание господдержки нуждающимся в жилье гражданам, действующей в течение периода с 2019 по 2025 годы. Ранее подобные сертификаты выдавались в рамках программы «Жилище», однако, лимит ее действия на сегодняшний день практически исчерпан.
Из важных особенностей ГЖС выделим следующие:
- его нельзя передать в пользу третьих лиц;
- субсидией можно воспользоваться только один раз;
- недвижимость приобретается в том субъекте, который прописан в свидетельстве;
- если у владельца ГЖС есть семья, приобретенный объект необходимо зарегистрировать в общую собственность.
Бесплатная квартира Чернобыльцам в 2022 году
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно — экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.
Какие проблемы возможны при использовании сертификата чернобыльца?
Прежде всего, реальны проблемы, связанные со свободой в выборе приобретаемого жилья. Многие полагают, что обладатели сертификатов могут покупать любое помещение, если оно им нравится. Но в реальности, в этом вопросе есть свои подводные камни:
К примеру, когда хозяин сертификата присмотрел себе жильё в недостроенном доме, то вполне даже можно внести часть денег и подписать соглашение купли-продажи. Но строительство дома может затянуться на неопределённое время, а действие сертификата ограничено всего девятью месяцами.
Также вполне возможно возникновение проблем в приобретении жилья во вторичном фонде. Дело в том, что каждый продавец своей собственности желает получить деньги незамедлительно, не дожидаясь длительной обналички сертификата. В такой ситуации есть неплохой выход из положения: можно оплатить квартиру с помощью ипотеки, как бы в счёт использования будущих денег жилищного сертификата.
Заключая соглашение о приобретении жилья, важно грамотно указывать способ оплаты. Например, самый распространённый вариант, когда часть денег вносится непосредственно в момент заключения соглашения, а оставшаяся денежная масса – когда перечисляется субсидия. Но в том случае, если соглашение купли-продажи не содержит конкретной информации о сертификате на жильё, то документ, скорее всего, банк отклонит и держатель сертификата – не получит денег.
Отказ в программе «Жилье чернобыльцам»
По итогам рассмотрения предоставленных документов со стороны граждан, являющихся чернобыльцами, уполномоченные органы могут принять решение об отказе. Сертификат в таком случае предоставлен быть не может. Стоит выделить ситуации, когда данные субсидии не выплачиваются:
- Документы собраны не в том объеме, который требуется. Иногда бывают случаи, когда просто не хватает времени, чтобы представить полный список бумаг. В некоторых случаях граждане сталкиваются с задержками по выдаче справок и других документов.
- Проставление недостоверных сведений. Это касается не только самого заявления, которое пишется и оформляется по образцу от имени чернобыльца, но и других документов. Все будет зависеть не от самого лица, а также и государственных органов их выписавших. В таком случае приходиться вновь обращаться и указывать на то, что было внесено некорректно и является недействительным.
- Если ранее человек уже получал какие-либо социальные выплаты, касающиеся данного вопроса, то тогда ими больше воспользоваться нельзя. Государство делает все возможное, чтобы каждый нуждающийся смог получить причитающуюся ему сумму. Если платить отдельным по несколько раз, то на всех средств в бюджете, даже по регионам, точно не хватит.
- Нет правомочий на получение сертификата на улучшение жилищных условий. Лица могут заблуждаться в том, что относятся к категории чернобыльцев. А бывают случаи, когда на руках имеется соответствующий документ, но который в настоящий момент утратил свою силу или его следовало бы заменить, обратившись в уполномоченные органы.
В каждом из отдельных случаев, заявителю разъясняются и указываются основания, по которым его не включили в государственную программу. Здесь он может постараться сделать все возможное и устранить те пробелы, которые были обнаружены при рассмотрении документов. Никто не может запретить человеку обратиться с очередным заявлением. Самое главное, чтоб все действительно было исправлено.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
- Предоставление вне очереди мест:
- в дошкольных образовательных учреждениях;
- в домах для престарелых.
- Выделение оздоровительных путевок и другое.
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Как оформить сертификат чернобыльца?
Чтобы получить сертификат на жилье, чернобыльцам нужно подать заявку в администрацию района. К заявке должны быть приложены следующие документы:
- паспорта всех, кто будет проживать в новом помещении;
- справка, подтверждающая отсутствие долга за квартплату и коммунальные услуги (берется в управляющей компании);
- свидетельство о бракосочетании либо о разводе;
- свидетельства о рождении либо усыновлении каждого ребенка;
- удостоверение чернобыльца;
- бумаги о постановке на учет из-за необходимости расширения жилплощади;
- обязательство о расторжении договора социального найма жилого объекта, освобождении занимаемой жилплощади либо безвозмездной передаче своего жилья государству (при наличии таковых и желании получить полную субсидию);
- справка квартирно-эксплуатационного управления о сдаче жилплощади по последнему месту несения службы (военным);
- копия бумаг на недвижимость (при наличии);
- справка об оценочной стоимости имеющегося жилья, которое гражданин намерен передать в собственность государству в обмен на большую жилплощадь.
Следующие десять дней после принятия заявки сотрудники ведомства проверяют все предоставленные документы. На основе проверки принимается решение: выдать сертификат либо отказать в выдаче.
Заявитель столкнется с отказом в следующих случаях:
- если не предоставит часть документов;
- если даст ложные сведения либо фальшивые документы;
- если он уже получил данную субсидию;
- если у него нет права на сертификат.
Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.
И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.
Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.
Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.
Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.
Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.
Так как добиться справедливости с моргом?
Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.
Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.
Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.
Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.
Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.
Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.
Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.