Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Предоставляемые сведения
Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины |
Куда предоставляется
Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.) |
НПА
Условия пользования недрами |
Срок сдачи
до 5 января |
Кто предоставляет
Организации, имеющие лицензию на недропользование |
Как предоставляется
На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Расчёт оплаты за ПДК и негативное воздействие на работу системы водоотведения
В связи с вступлением в силу с 01.07.2020 изменений, обозначенных в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2020 №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила 728) внесены изменения в «Правила холодного водоснабжения и водоотведения», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее- Правила 644), где определен:
1) порядок установления нормативов состава сточных вод;
В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Установление нормативов состава сточных вод не распространяется:
-на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
-на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30м 3 /сутки (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
2) порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится МУП города Хабаровска «Водоканал» ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, прекращении ее действия, или по рассчитанной массе сброса загрязняющего вещества (Мбаз), предусмотренных Правилами 644, – на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого МУП города Хабаровска «Водоканал».
В целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) для объектов абонентов применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты), соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации и размер компенсации абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае не выявления абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, абонентов или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту, (рублей).
Для расчета платы принимается объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод – расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, а в иных случаях – общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента установлено превышение нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб (если он был произведен в этом же календарном месяце) или до начала календарного месяца, в котором понесенных МУП города Хабаровска «Водоканал» произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого понесенных МУП города Хабаровска «Водоканал») (куб. метров).
Что такое декларация о составе и свойствах сточных вод?
Декларация о составе и свойствах сточных вод – документ, который ежегодно подают те абоненты Водоканала, которые имеют нормативы допустимых сбросов или же те, кто не имеет НДС, но ежесуточно сбрасывают более 30 кубических метров в центральные сети водоснабжения. Декларация подается с целью контроля состава и свойств загрязняющих веществ сточной воды, которую абоненты сбрасывают в Водоканал. Периодичность и срок подачи Декларации: каждый год до 1 ноября. В случае изменения данных в Декларации, после внесения изменений в документ.
Документ содержит следующую информацию:
- полное и сокращенное наименование абонента;
- реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;
- сведения об объектах абонента (площадки, подразделения);
- реальные концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и реальные показатели свойств сточных вод, сбрасываемых (планируемых к сбрасыванию) абонентом в централизованную систему водоотведения;
- схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев;
- сведения об ответственных за достоверность данных в Декларации.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Периодичность контроля водоотведения
Контроль бывает плановым и внеплановым. Давайте рассмотрим его отличия. Плановый контроль проводится не чаще чем 1 раз в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Исключение — абоненты, объекты которых производят сбросы объемом меньше 30 кубометров в сутки в целом (если сточные воды отводятся в канализацию). Периодичность планового контроля в таком случае не может быть чаще 1 раза в календарный месяц. Что касается внепланового контроля — он проводится в обязательном порядке в том случае, если:
- Произошла авария, либо ЦСВ или ее элементы вышли из строя;
- При государственном экологическом надзоре были выявлены нарушения и получены предписания об их устранении;
- Водный объект был загрязнен ЦСВ в месте выпуска в него сточных вод.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Последствия непредставления декларации
В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.
[1] Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).
[2] Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила контроля) утверждены Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015).
[3] Здесь и далее выделено автором.
[4] См. Приложение № 5 к Правилам ХВиВ.
[5] См. Приложение № 4 к Правилам ХВиВ.
[6] Подробнее см.: Эндеко А.И. Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право? // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 69–73.
Напоминаем о порядке подачи декларации о составе и свойствах сточных вод
В декларацию, подаваемой абонентом, вносится информация о фактической концентрации загрязняющих веществ – она будет известна благодаря контрольной пробе. В случае отсутствия оборудования для учёта объёмов, а самих стоков несколько, то в бланк декларации вписываются средние значения. Важно проведение проверки с точным оборудованием хотя бы раз на несколько подобных процедур. Это поможет выявить превышение концентрации загрязняющих веществ своевременно.
Действующая декларация может быть признана недействительной из-за недостоверности данных в таких ситуациях:
- заключение нового договора с организацией, поставляющей воду на объект (и отводящей стоки). Это может случиться при смене владельца;
- превышение концентрации загрязняющих веществ в полученных пробах дважды за год. Для прекращения действия декларации превышение должно быть минимум двукратным.
Декларация о составе и свойствах сточных вод на 2021 год
После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию ВКХ любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией ВКХ и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию (п. 127 Правил ХВиВ).
После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается (п. 127 Правил ХВиВ).
Согласно п. 130(2) Правил ХВиВ абонент обязан внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в п. 130(1) Правил ХВиВ:
Извлечение
из Правил ХВиВ
[…]
130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:
а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов допустимых сбросов абонентов или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;
б) выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации.
[…]
Если изменения в декларацию не были внесены в установленные сроки, ее действие прекращается.
В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.
[1] Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).
[2] Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила контроля) утверждены Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015).
[3] Здесь и далее выделено автором.
[4] См. Приложение № 5 к Правилам ХВиВ.
[5] См. Приложение № 4 к Правилам ХВиВ.
[6] Подробнее см.: Эндеко А.И. Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право? // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 69–73.
А.И. Эндеко, эксперт-эколог
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9, 2018.
- Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право?
- Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ: могут ли стороны договора водоотведения «усовершенствовать» порядок контроля?
Декларация о составе и свойствах сточных вод как понятие было введено в 2013 году Постановлением Правительства РФ № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения».
Согласно ППРФ № 644 п. 124 ч. VIII, декларацию о составе и свойстве сточных вод должны подавать все хозяйствующие субъекты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам. В перечень таких объектов входят также те, для кого установлены нормативы допустимых сбросов (с 1 января 2014).
Декларация о составе и свойствах сточных вод: что к чему?
В соответствии с «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №644 для абонентов централизованных систем водоотведения, деятельность которых связана с производством и переработкой продукции со среднесуточным объемом отводимых сточных вод более 30 м3 в сутки (суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения) разработка «Декларации о свойствах и составе сточных вод» обязательна.
Данная Декларация характеризует фактическое качество сточных вод абонента, устанавливаемое в целях определения степени негативного воздействия сточных вод абонента на водные объекты.
-
- Стоимость разработки Декларации о свойствах и составе сточных вод – от 15 000 руб(в зависимости от количества выпусков)
- Стоимость комплексного исследования сточной воды на 31 показатель (для хозяйственно-бытовых стоков) – 16 000 руб за 1 пробу
- Стоимость комплексного исследования сточной воды на 9 показателей (для ливневых стоков) – 2 400 руб за 1 пробу
Декларация требуется для того, чтобы контролировать состав и свойства сточных вод. Это регулируется природоохранным законодательством, в частности федеральным законом “О водоснабжении и водоотведении” и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения. Абонент, который сбрасывает сточные воды, должен следить за их качеством, соблюдать требования к составу. Это необходимо для предотвращения нарушений в работе централизованной системы водоотведения. Подавать документы должны пользователи, к которым применяются нормативы допустимых сбросов (НДС). Также это касается объектов, у которых есть самостоятельные водоотводы в ЦСВ (централизованная система водоотведения), при этом ежедневный отвод сточных вод должен быть больше 30 м3. Расчет объема отвода сточных вод учитывается суммарно по всем выпускам (подключениям к ЦСВ). Абоненты и водопользователи могут обратиться за консультацией в ЭкоТренд, с целью определить, нужна ли им Декларация о свойствах и составе сточных вод. Правовые документы:
- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644;
- Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;
- Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;
- Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»;
- Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»;
- Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;
- Приказ Минприроды России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (в ред. от 29.07.2014 № 339).
Чтобы составить Декларацию, абонент должен быть готовым предоставить следующие данные:
- Наименование объекта, фактический и юридический адрес, контактный телефон, а также вид деятельности по ОКВЭД.
- Срок действия документа, даты начала и окончания.
- Схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев.
- Протоколы результатов анализов сточных вод (двукратный отбор) за 2017, 2018, 2019 гг.;
- Договор водоотведения;
- Акт разграничения ответственности по сетям канализации;
- Схема внутриплощадочных сетей с указанием колодцев присоединения и контрольных колодцев;
- Данные по среднесуточному фактическому объему сточных вод за 2018, 2019 гг.;
- Результаты анализа контрольных проб сточных вод абонента, отобранных испытательной лабораторией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2017, 2018, 2019 гг.
- Перечень загрязняющих веществ и их фактическая концентрация в сточных водах.
Выше приведены только самые основные положения из Декларации. Стоит учитывать, что объекты, для которых установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод заполняют отдельные таблицы.
Сложность при составлении Декларации состоит в том, что надо быть осведомленным о всех действующих нормативах, допустимых концентрациях веществ в рамках НДС, а также разбираться в лимитах сброса. Малейшее отклонение приведет к привлечению к административной ответственности, ведь фактические данные не будут соответствовать тем, что указаны на бумаге. Поэтому мы рекомендуем доверить составление Декларации о составе сточных вод профессионалам из “ЭкоТренд”. Это гарантирует качественное заполнение формы и отсутствие ошибок.
Можно выделить главные этапы в ходе составления Декларации:
- Специалисты ЭкоТренд собирают фактическую информацию о предприятии для заполнения первых пунктов.
- Сбор проб и их анализ в лаборатории для выявления состава и уровня концентрации загрязняющих веществ.
- На основе данных, полученных из лаборатории, заполняются таблицы 2-4 в Декларации.
- Руководитель организации должен подтвердить достоверность и полноту сведений, указанных в готовой Декларации, поставив подпись в соответствующей графе.
Правила заполнения формы статистической отчетности 2-тп отходы
Форма отчёта 2-тп (отходы) утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Отчёт предоставляют юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны,
- заключившие договор с региональным оператором,
- не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).
При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
При заполнении отчёта важно помнить, что:
- временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. То же самое касается варианта, когда юридическое лицо не ликвидировано, а закрыло один/несколько из своих объектов. Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления первичных статистических данных по указанной форме;
- в графе «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом: если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом;
- в графе 4 — код Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) по месту нахождения обособленного подразделения, юридического лица (в случае отсутствия обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя;
- при заполнении формы все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждаемому Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно;
- масса отходов указывается в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью до килограмма) — для отходов I, II и III классов опасности;
- если отходы передаются с целью обработки, утилизации, обезвреживания, хранения или захоронения в другой субъект РФ, необходимо указывать это в соответствующие графы.
Отчёт 2-тп (отходы) заполняется через «Личный кабинет природопользователя» (или любой другой сервис по сдаче отчётности в Росприроднадзор) до 1 февраля на основании журнала учёта отходов, утверждённого Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и отправляется в Территориальное управление Росприроднадзора по месту нахождения объекта.
Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:
Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.
Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Состав новой формы 3-НДФЛ в 2023 году
В 2023 год декларация 3-НДФЛ в очередной раз обновилась, изменения значительны, ниже можно посмотреть, как по-новому заполнять отчет за 2022 год.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц включает в себя титульный лист и 15 страниц. Заполнять нужно не все, состав подготовленного отчета зависит от причины подачи 3-НДФЛ в налоговый орган.
Новая форма включает в себя следующие страницы:
- титульный лист — обязательный для заполнения всеми;
- страница 2 — Раздел 1 с итоговыми суммами налога к уплате или возврату, также заполняется всеми налогоплательщиками;
- 3 — Приложение к Разделу 1 содержит заявление на возврат налога, заполняется в случае покупки квартиры, машины, а также при излишне удержанном подоходном налоге в 2022 году;
- 4 — Расчет налоговой базы и налога, также заполняется во всех случаях, на его основании формируется Раздел 1;
- 5 — Приложение 1 содержит сведения о доходах, полученных от российских лиц, заполняется для отражения дохода в виде зарплаты от российских компаний, а также дохода в виде оплаты за проданную недвижимость, транспортное средство;
- 6 — Приложение 2 содержит сведения о доходах, полученных от иностранных лиц, заполняется при наличии таких выплат;
- 7 — 8 — Приложение 3 содержит данные о доходах ИП, частнопрактикующих лиц, адвокатов, нотариусов;
- 9 — Приложение 4 содержит данные о не облагаемых налогом доходах, заполняется только при полученных подобных выплат, освобожденных от уплаты НДФЛ;
- 10 — 11 — Приложение 5 содержит расчет стандартных, социальных и инвестиционных вычетов;
- 12 — Приложение 6 заполняется при оформлении 3-НДФЛ для получения вычета при продаже имущества;
- 13 — Приложение 7 заполняется при подаче декларации 3-НДФЛ для возврата налога по расходам на строительство жилья;
- 14 — Приложение 8 отражает данные о расходах на ценные бумаги и ПФИ в рамках инвестиционного товарищества;
- 15 — Расчет к Приложению 1 заполняется при подаче формы 3-НДФЛ при получении дохода от продажи квартиры или иной недвижимости;
- 16 — Расчет к Приложению 5 отражает данные о социальных вычетах по негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям.