Опека и попечительство. ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека и попечительство. ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Далеко не каждый будет иметь право опекать ребенка. Основные требования – это достижение совершеннолетия, наличие достаточного дохода и хорошее состояние здоровья. Однако есть и другие факторы, которые могут повлиять на отказ в опекунстве.

Что дает попечительство над несовершеннолетним?

Конечно, ни один самый подготовленный опекун или член семьи не заменит ребенку родителей. Особенно сложно в моральном плане переносить полную потерю ближайших людей – смерть, пропажу без вести, лишение родительских прав.

Важно понимать, что в этих случаях оформляется полное опекунство, когда попечитель несет полную ответственность за малыша и, впоследствии, может усыновить ребенка.

Понятие же временного опекунства относится к случаям, когда нужно воспитывать и заботиться о ребенка лишь определенный отрезок времени. Как говорилось выше, такие обстоятельства возникают, когда один или оба родителя имеют серьезные проблемы со здоровьем и нуждаются в лечении, не могут заниматься ребенком полноценно из-за работы. Также часто временное опекунство оформляется бабушками и дедушками – если родители сами еще не являются совершеннолетними.

Родительские права могут быть частично ограничены и будут полностью восстановлены, когда мать и отец решат свои проблемы и докажут, что могут вновь воспитывать свое чадо.

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

Зачем ее необходимо оформлять

В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.

К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.

Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).

Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:

  • подопечный был признан полностью дееспособным;
  • при самостоятельном решении ответственного лица;
  • в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
  • при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
  • при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
  • в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:

  • нарушены права и интересы подопечного;
  • выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
  • подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
  • обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.

Проблемы опеки и попечительства

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Читайте также:  Кто может не платить алименты в Казахстане

Другой комментарий к Ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст.31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются ст.150 СК РФ (см. комментарий к ней).

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), при этом опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п.2 ст.32 ГК РФ).

5. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст.33 ГК РФ).

6. В соответствии с п.2 ст.121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Согласно п.1 ст.35 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

7. В ст.39 ГК РФ установлены основания и порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

8. Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними установлены в ст.40 ГК РФ.

По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21 и ст.27 ГК РФ).

Статья 146. Опекуны (попечители) детей

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

Читайте также:  10 причин, по которым полиция имеет право снять у вас госномер

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Понятие и порядок установления опеки и попечительства

Опека является вариантом для воспитания несовершеннолетних, признанных лишенными родительского попечения. Основания для присвоения статуса перечислены в приказе Минобрнауки № 101 от 2015 года.

Ребенок признается оставшимся без родителей, если мама и папа:

  • умерли;
  • лишены или ограничены прав в отношении несовершеннолетнего;
  • признаны недееспособными;
  • отбывают наказание в тюрьме;
  • проходят длительное лечение в стационарной форме;
  • уклоняются от исполнения обязанностей;
  • представляют опасность для жизни и здоровья несовершеннолетнего, вследствие чего он изъят из семьи.

Обязательным условием для присвоения ребенку статуса является присутствие оснований в отношении двоих родителей или единственного.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:

  • закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц,
  • установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов,
  • предусмотреть систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах,
  • обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов подопечных граждан.

Прежде всего отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В современном международном праве действует целый ряд документов, направленных на охрану интересов детей, инвалидов, душевнобольных лиц и иных лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:

  1. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  2. Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  3. Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена в рамках Совета Европы в г. Люксембурге 20.05.1980).
  4. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
  5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).
  6. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью — Йорке 30.09.1990).
  7. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17.12.1991 Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  8. Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года) .
Читайте также:  Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц

В данном соглашении Россия также не участвует, однако присоединение к нему ожидается в скором времени. См.: распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 N 241-рп // Собрание законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2844.

  1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью — Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН).

Перечисленные документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, то есть не требуют присоединения к ним, однако являются общепризнанными нормами и принципами международного права, а потому требуют учета при правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории РФ.

Правила назначения опекуна

Именно опекунство считается идеальным выбором для ребенка, поэтому наиболее часто органы попечительства предпочитают найти человека, готового взять ответственность за малыша, чем отправлять несовершеннолетнего в детский дом или интернат.

Опекунство может назначаться разными способами:

  • по желанию непосредственных родителей или других близких родственников, написавших заявление в органы попечительства;
  • по инициативе органов опеки, если родители малыша умирают или лишаются своих прав на ребенка;
  • на основании заявления, написанного непосредственно ребенком, если ему уже исполнилось 14 лет, а также имеются основания для составления этого документа.

Не каждый человек может взять на себя ответственность за ребенка. Ко всем кандидатам предъявляются действительно жесткие и многочисленные требования.

Статья 102. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или по договору патроната, а при отсутствии такой возможности — в учреждения всех типов (воспитательные, лечебные и другие) для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В интересах ребенка при его устройстве могут быть учтены его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 122. Ребенок (дети), над которым устанавливается патронат

1. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору патронатным воспитателям осуществляется лицами, желающими принять ребенка (детей) в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства.

Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

2. Передача ребенка (детей) патронатным воспитателям осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан только с его согласия.

3. Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствия с жилищным законодательством.

Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, обладает также правами, предусмотренными статьями 52 — 54, 59 настоящего Закона.

Специалисты отдела попечительства по закону не имеют права тщательно проверять кандидата, тем более, если он близкий родственник. Поэтому назначение предварительного опекунства проходит быстро и с гарантированным результатом. Но иногда в опекунстве все же отказывают.

Причинами для отказа может быть:

  • У кандидата нет постоянного жилья;
  • Несоответствие жилья санитарным нормам;
  • Соискатель проживает совместно с родителями несовершеннолетнего, которые лишены прав или ограничены;
  • Ребенок, если он достиг 10 летнего возраста, может не согласиться с кандидатурой опекуна;
  • Паспорт у потенциального опекуна недействителен или вообще отсутствует.

Опека и попечительство: что важно знать

Если ребенок остался без родителей, он автоматически попадает под защиту государства. Теперь за него отвечают соответствующие официальные учреждения. Так будет продолжаться до того момента, как он не достигнет совершеннолетия, или же не будет принят в какую-либо семью.

К сожалению, далеко не каждый гражданин России может решиться на то, чтобы стать официальным родителем чужого ребенка, и сразу перенять всю тяжесть ответственности за него. Кроме того, даже те, кто страстно желает таким образом перенять несовершеннолетнего под свое крыло не всегда добиваются своей цели, так как, к сожалению, несовершенная система усыновления в России создает им множество сложностей и препятствий, вследствие чего люди, которые могут действительно стать хорошими родителями, не добиваются своего.

Что происходит с детьми, не нашедшими опекуна или попечителя

Если оставшийся без родителей несовершеннолетний гражданин в течение ранее обозначенного нами периода не взят под опеку, то он передается, с учетом состояния здоровья и возрастной категории, к коей он принадлежит, в одно из следующих учреждений:

  • воспитательное;
  • социально-лечебное.

При этом, обязанность по обеспечению его всем необходимым берет на себя именно государство в лице представляющей его организации, например:

  • детского дома;
  • дома малютки;
  • интерната для осиротевших детей;
  • санаторного дома и прочих учреждений аналогичного порядка.

В этих случаях, получается, детям также назначаются опекуны, однако, в их роли официально выступает администрация учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *