Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применять индекс-дефлятор в закупках: изменения на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Коэффициент-дефлятор для налога на ЕНВД
Налог на ЕНВД рассчитывается с помощью коэффициента–дефляторов К1 и корректирующего коэффициента К2. Для того чтобы понять какую роль они играют в расчете налога на ЕНВД, посмотрим, как рассчитывается этот налог. Формула для расчета ЕНВД выглядит следующим образом:
ЕНВД = БД х (Физпок1месяц + Физпок2месяц +Физпок3месяц) х К1 х К2 х ставка налога, где
БД – базовая доходность. Базовая доходность устанавливается законодательством. Она зависит от вида
деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Виды деятельности и их базовая доходность указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ.
Физпок – физические показатели. Например, физическим показателем для ветеринарных услуг является количество работников, которые оказывают ветеринарные услуги населению, включая самого индивидуального предпринимателя (если это ИП). Физические показатели также указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ. Физические показатели складываются за первый, второй и третий месяц квартала соответственно.
К1 – это коэффициент, который регулирует налог в зависимости от инфляции.
К2 – это коэффициент, который регулирует базовую доходность в большую или меньшую сторону в зависимости от его значения. Он устанавливается региональными властями.
Эти коэффициенты нужны для того чтобы регулировать сумму налога в зависимости от рыночной ситуации. Это сказано в статье 346.29 Налогового Кодекса РФ. Для последних лет характерно постоянное повышение коэффициента К1, потому что растет инфляции. При росте коэффициента растут налоги. Например, в 2017 году К1 был равен 1,798, а в 2023 году уже 1,915.
Коэффициенты к базовым ценам на проектные и изыскательские работы
Период проектно-изыскательских работ по факту | Проектные работы, цены 2001 г. / 1995 г. | Изыскательские работы, цены 2001 г. / 1991 г. |
Ссылка на исходные нормативные документы по ценообразованию |
1 квартал 2023 года I квартал |
0,00 / 00,00 | 0,00 / 00,00 | Индексы на 1 квартал 2023 года ожидаем в феврале-марте. |
4 квартал 2022 года IV квартал |
5,22 / 39,95 | 5,27 / 60,01 | Письмо Минстроя России № 60112-ИФ/09 от 14.11.2022 |
3 квартал 2022 года III квартал |
5,07 / 38,79 | 5,12 / 58,26 | Письмо Минстроя России № 39010-ИФ/09 от 05.08.2022 |
2 квартал 2022 года II квартал |
4,91 / 37,59 | 4,96 / 56,40 | Письмо Минстроя России № 19281-ИФ/09 от 29.04.2022 |
1 квартал 2022 года I квартал |
4,83 / 37,00 | 4,89 / 55,57 | Письмо Минстроя России № 4153-ИФ/09 от 07.02.2022 |
4 квартал 2021 года IV квартал |
4,75 / 36,42 | 4,82 / 54,75 | Письмо Минстроя России № 46012-ИФ/09 от 25.10.2021 |
3 квартал 2021 года III квартал |
4,66 / 35,71 | 4,73 / 53,73 | Письмо Минстроя России № 33267-ИФ/09 от 09.08.2021 |
2 квартал 2021 года II квартал |
4,59 / 35,15 | 4,66 / 52,94 | Письмо Минстроя России № 18410-ИФ/09 от 04.05.2021 |
1 квартал 2021 года I квартал |
4,53 / 34,70 | 4,60 / 52,31 | Письмо Минстроя России № 1886-ИФ/09 от 22.01.2021 |
4 квартал 2020 года IV квартал |
4,47 / 34,25 | 4,55 / 51,69 | Письмо Минстроя России № 44016-ИФ/09 от 02.11.2020 |
3 квартал 2020 года III квартал |
4,42 / 33,98 | 4,50 / 51,18 | Письмо Минстроя России № 29340-ИФ/09 от 29.07.2020 |
2 квартал 2020 года II квартал |
4,37 / 33,61 | 4,45 / 50,62 | Письмо Минстроя России № 17207-ИФ/09 от 06.05.2020 |
1 квартал 2020 года I квартал |
4,32 / 33,24 | 4,40 / 50,07 | Письмо Минстроя России № 5414-ИФ/09 от 19.02.2020 |
4 квартал 2019 года IV квартал |
4,27 / 32,88 | 4,35 / 49,53 | Письмо Минстроя России № 46999-ДВ/09 от 09.12.2019 |
3 квартал 2019 года III квартал |
4,21 / 32,43 | 4,29 / 48,85 | Письмо Минстроя России № 37341-ДВ/09 от 04.10.2019 |
2 квартал 2019 года II квартал |
4,15 / 31,98 | 4,23 / 47,78 | Письмо Минстроя России № 17798-ДВ/09 от 17.05.2019 |
1 квартал 2019 года I квартал |
4,09 / 31,54 | 4,17 / 47,12 | Письмо Минстроя России № 7581-ДВ/09 от 05.03.2019 |
4 квартал 2018 года IV квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 45824-ДВ/09 от 15.11.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
3 квартал 2018 года III квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 40178-ЛС/09 от 01.10.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2018 года II квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 24818-ХМ/09 от 07.06.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
1 квартал 2018 года I квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письмо Минстроя России № 13606-ХМ/09 от 04.04.2018 |
4 квартал 2017 года IV квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 45082-ХМ/09 от 05.12.2017 |
3 квартал 2017 года III квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письма Минстроя России № 35948-ХМ/09 от 05.10.2017, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2017 года II квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 23090-ХМ/09 от 30.06.2017 |
1 квартал 2017 года I квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 8802-ХМ/09 от 20.03.2017 |
4 квартал 2016 года IV квартал |
3,95 / 30,43 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 41695-ХМ/09 от 09.12.2016 |
3 квартал 2016 года III квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 31523-ХМ/09 от 27.09.2016 |
2 квартал 2016 года II квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 17269-ХМ/09 от 03.06.2016 |
1 квартал 2016 года I квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 4688-ХМ/05 от 19.02.2016 |
4 квартал 2015 года IV квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 40538-ЕС/085 от 14.12.2015 |
3 квартал 2015 года III квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 25760-ЮР/08 от 13.08.2015 |
2 квартал 2015 года II квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 19823-ЮР/08 от 26.06.2015 |
1 квартал 2015 года I квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 3691-ЛС/08 от 12.02.2015 |
4 квартал 2014 года IV квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 25374-ЮР/08 от 13.11.2014 |
3 квартал 2014 года III квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 15285-ЕС/08 от 04.08.2014 |
2 квартал 2014 года II квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 8367-ЕС/08 от 15.05.2014 |
1 квартал 2014 года I квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 3085-ЕС/08 от 28.02.2014 |
4 квартал 2013 года IV квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 21331-СД/10 от 12.11.2013 |
3 квартал 2013 года III квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 13478-СД/10 от 29.07.2013 |
2 квартал 2013 года II квартал |
3,60 / 27,77 | 3,66 / 41,51 | Письмо Минрегиона России № 9912-СД/10 от 07.06.2013 |
1 квартал 2013 года I квартал |
3,58 / 27,60 | 3,64 / 41,26 | Письмо Минрегиона России № 1951-ВТ/10 от 12.02.2013 |
4 квартал 2012 года IV квартал |
3,53 / 27,19 | 3,59 / 40,67 | Письмо Минрегиона России 2836-ИП/12/ГС от 03.12.2012 |
3 квартал 2012 года III квартал |
3,46 / 26,67 | 3,53 / 39,97 | Письмо Минрегиона России № 23167-АП/08 от 03.09.2012 |
2 квартал 2012 года II квартал |
3,42 / 26,35 | 3,49 / 39,52 | Письмо Минрегиона России № 10837-ИП/08 от 04.05.2012 |
1 квартал 2012 года I квартал |
3,35 / 25,81 | 3,42 / 38,71 | Письмо Минрегиона России № 4122-ИП/08 от 28.02.2012 |
4 квартал 2011 года IV квартал |
3,31 / 25,53 | 3,38 / 38,29 | Письмо Минрегиона России № 30394-ИП/08 от 07.11.2011 |
3 квартал 2011 года III квартал |
3,27 / 25,20 | 3,34 / 37,80 | Письмо Минрегиона России № 18769-АП/08 от 15.07.2011 |
2 квартал 2011 года II квартал |
3,19 / 24,56 | 3,25 / 36,84 | Письмо Минрегиона России № 15076-КК/08 от 09.06.2011 |
1 квартал 2011 года I квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона России № 4511-КК/08 от 02.03.2011 |
4 квартал 2010 года IV квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 18.11.2010 № 39160-КК/08 |
3 квартал 2010 года III квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 26.07.2010 № 28203-КК/08 |
2 квартал 2010 года II квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 26.05.2010 № 22030-ВТ/08 |
1 квартал 2010 года I квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 20.01.2010 № 1289-СК/08 |
4 квартал 2009 года IV квартал |
3,08 / 23,72 | 3,14 / 35,81 | Письмо Минрегиона РФ от 13.10.2009 № 33498-СК/08 |
3 квартал 2009 года III квартал |
3,03 / 23,36 | 3,09 / 35,26 | Письмо Минрегиона РФ от 13.07.2009 № 21713-СК/08 |
2 квартал 2009 года II квартал |
2,97 / 22,87 | 3,03 / 34,53 | Письмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 № 10217-СК/08 |
1 квартал 2009 года I квартал |
2,83 / 21,83 | 2,90 / 33,05 | Письмо Минрегиона РФ от 12.02.2009 № 3652-СК/08 |
4 квартал 2008 года IV квартал |
2,76 / 21,25 | 2,83 / 32,23 | Письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 № 26064-СК/08 |
3 квартал 2008 года III квартал |
2,69 / 20,70 | 2,75 / 31,37 | Письмо Минрегиона РФ от 09.07.2008 № 16568-СК/08 |
2 квартал 2008 года II квартал |
2,58 / 19,85 | 2,64 / 30,09 | Письмо Росстроя от 04.04.2008 № ВБ-1302/02 |
1 квартал 2008 года I квартал |
2,48 / 19,06 | 2,54 / 28,97 | Письмо Росстроя от 09.01.2008 № ВБ-5/02 |
4 квартал 2007 года IV квартал |
2,39 / 18,40 | 2,46 / 28,05 | Письмо Росстроя от 09.10.2007 № СК-3742/02 |
3 квартал 2007 года III квартал |
2,27 / 17,51 | 2,36 / 26,88 | Письмо Росстроя от 23.07.2007 № ВК-2766/02 |
2 квартал 2007 года II квартал |
2,23 / 17,21 | 2,32 / 26,43 | Письмо Росстроя от 09.04.2007 № СК-1394/02 |
1 квартал 2007 года I квартал |
2,19 / 16,92 | 2,28 / 25,94 | Письмо Росстроя от 23.01.2007 № СК-184/02 |
4 квартал 2006 года IV квартал |
2,16 / 16,67 | 2,24 / 25,51 | Письмо Росстроя от 09.10.2006 № СК-4250/02 |
3 квартал 2006 года III квартал |
2,13 / 16,42 | 2,19 / 24,91 | Письмо Росстроя от 10.07.2006 № СК-2843/02 |
2 квартал 2006 года II квартал |
2,08 / 16,04 | 2,14 / 24,33 | Письмо Росстроя от 21.04.2006 № СК-1524/02 |
1 квартал 2006 года I квартал |
1,99 / 15,35 | 2,04 / 23,22 | Письмо Росстроя от 01.02.2006 № СК-280/02 |
4 квартал 2005 года IV квартал |
1,93 / 14,89 | 1,99 / 22,64 | Письмо Росстроя от 10.11.2005 № СК-4714/02 |
3 квартал 2005 года III квартал |
1,87 / 14,42 | 1,91 / 21,75 | Письмо Минрегиона РФ от 25.07.2005 № 4078-ВА/70 |
2 квартал 2005 года II квартал |
1,81 / 13,96 | 1,84 / 20,97 | Письмо Минрегиона РФ от 27.05.2005 № 2586-МП/70 |
1 квартал 2005 года I квартал |
1,73 / 13,38 | 1,76 / 20,08 | Письмо Минрегиона РФ от 14.02.2005 № 500-ВГ/70 |
4 квартал 2004 года IV квартал |
1,68 / 12,97 | 1,71 / 19,46 | Письмо Минпромэнерго РФ от 22.10.2004 № ИМ-1312 |
3 квартал 2004 года III квартал |
1,64 / 12,67 | 1,67 / 18,97 | Письмо Минпромэнерго РФ от 27.07.2004 № АР-722 |
2 квартал 2004 года II квартал |
1,60 / 12,37 | 1,62 / 18,47 | Письмо Госстроя РФ от 07.04.2004 № СК-2206/10 |
1 квартал 2004 года I квартал |
1,54 / 11,90 | 1,56 / 17,75 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2004 № СК-91/10 |
4 квартал 2003 года IV квартал |
—— / 11,59 | —— / 17,34 | Письмо Госстроя РФ от 06.10.2003 № СК-6291/10 |
3 квартал 2003 года III квартал |
—— / 11,28 | —— / 16,86 | Письмо Госстроя РФ от 07.07.2003 № СК-4107/10 |
2 квартал 2003 года II квартал |
—— / 10,96 | —— / 16,46 | Письмо Госстроя РФ от 09.04.2003 № СК-2144/10 |
1 квартал 2003 года I квартал |
—— / 10,64 | —— / 15,94 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2003 № НК-70/10 |
4 квартал 2002 года IV квартал |
—— / 10,38 | —— / 15,57 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2002 № АШ-5844/10 |
3 квартал 2002 года III квартал |
—— / 10,19 | —— / 15,29 | Письмо Госстроя РФ от 19.07.2002 № АШ-3981/10 |
2 квартал 2002 года II квартал |
—— / 9,77 | —— / 14,69 | Письмо Госстроя РФ от 04.04.2002 № АШ-1717/10 |
1 квартал 2002 года I квартал |
—— / 9,12 | —— / 13,40 | Письмо Госстроя РФ от 08.01.2002 № АШ-32/10 |
4 квартал 2001 года IV квартал |
—— / 8,62 | —— / 12,76 | Письмо Госстроя РФ от 03.10.2001 № АШ-5360/10 |
3 квартал 2001 года III квартал |
—— / 8,48 | —— / 12,52 | Письмо Госстроя РФ от 04.07.2001 № АШ-3623/10 |
2 квартал 2001 года II квартал |
—— / 8,06 | —— / 11,91 | Письмо Госстроя РФ от 05.04.2001 № АШ-1691/10 |
1 квартал 2001 года I квартал |
—— / 7,71 | —— / 11,37 | Письмо Госстроя РФ от 04.01.2001 № АШ-9/10 |
4 квартал 2000 года IV квартал |
—— / 7,33 | —— / 10,81 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2000 № АШ-4440/10 |
3 квартал 2000 года III квартал |
—— / 7,04 | —— / 10,18 | Письмо Госстроя РФ от 21.08.2000 № АШ-3648/10 |
2 квартал 2000 года II квартал |
—— / 6,93 | —— / 10,01 | Письмо Госстроя РФ от 19.04.2000 № АШ-1636/10 |
1 квартал 2000 года I квартал |
—— / 6,80 | —— / 9,80 | Письмо Госстроя РФ от 05.01.2000 № АШ-6/10 |
4 квартал 1999 года IV квартал |
—— / 6,46 | —— / 8,98 | Письмо Госстроя РФ от 07.10.1999 № АШ-3412/10 |
3 квартал 1999 года III квартал |
—— / 5,90 | —— / 7,80 | Письмо Госстроя РФ от 30.06.1999 № АТ-2194/10 |
2 квартал 1999 года II квартал |
—— / 5,56 | —— / 7,30 | Письмо Госстроя РФ от 01.04.1999 № БЕ-1043/10 |
1 квартал 1999 года I квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 28.12.1998 № АТ-588 |
4 квартал 1998 года IV квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 05.11.1998 № БЕ-178 |
Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям.
в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2023-2024 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый сценарий, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения.
- Благоприятный сценарий, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2023-2024 годы Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) проиндексируют с 1 февраля 2023 г. на 11,9%. Величина прибавки к ЕДВ определяется в зависимости от категории, к которой относится получатель:
- Инвалиды всех групп (1, 2 и 3), а также дети-инвалиды;
- Ветераны боевых действий;
- Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
- Инвалиды, участники ВОВ;
- Чернобыльцы (лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастрофы на ЧАЭС) и граждане, пострадавшие в других техногенных катастрофах;
- И так далее (всего таких категорий — 72).
Изменение № 2. Новые лимиты для расчета пособий в 2023 году
В расчете пособий БиР и по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2023 году будут учитывать новые лимиты. Это предельная база по страховым взносам в части нетрудоспособности и материнства, установленная в двух предшествующих годах:
- В 2021 году лимит ВНиМ составлял 966,0 тысяч рублей.
- В 2022 году предельная база ВНиМ равнялась 1 032,0 тысяч рублей.
Максимальный средний дневной заработок для расчета детских пособий работающей маме составит 2 736,99 рублей в 2023 году. Это значение предельное, и не подлежит увеличению на районный (территориальный) коэффициент.
Таким образом, максимальные декретные в 2023 году составляют:
- 383 178,6 руб. – за 140 дней,
- 426 970,44 руб. – за 156 дней,
- 530 976,06 руб. – за 194 дня.
Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 33 281,80 руб. в месяц (2 736,99 руб. × 30,4 дн. × 40%).
Штрафы за неиндексацию заработной платы
Роструд считает, что необходимо установить штрафы для работодателя в случаях:
- отсутствия в нормативных локальных документах сведений о порядке индексации;
- отказа от индексации, которая установлена актами по организации.
Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.27 НК РФ дает четкое определение нарушениям в сфере оплаты труда и размер штрафных санкций, накладываемых на должностных лиц, допустивших их:
- ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору предусмотрена в виде штрафа в размере 3-5 тысяч рублей или предупреждения;
- ответственность за нарушение трудового законодательства может быть в виде предупреждения или штрафных санкций на юридическое лицо в 30-50 тысяч рублей, на должностное лицо в 1-5 тысяч рублей.
Повторное нарушение увеличивает штраф на организацию до 70 тысяч рублей, на должностное лицо – до 20 тысяч рублей.
Региональные центры мониторинга
Сергей Лахаев: «Региональные центры – это не только мониторинг ресурсов и зарплата. Повышение производительности в стройке – это как раз те нормы затрат ресурсов на единицу работ, которые у нас есть. Активные региональные центры включаются в работу по пересмотру действующих норм. Где-то они завышены, где-то они занижены. Это как раз та сложная, интеллектуальная работа, где двумя специалистами в региональной экспертизе эту задачу точно не решить.
Конфликта при передаче функций центров мониторинга в региональные экспертизы интересов нет. Это имеет определенный синергетический эффект: работают и те, кто проверяет, и те, кто разрабатывают. Уже сложилась практика во многих субъектах, где были исторически очень сильные региональные центры, участвовавшие в разработке сборников, есть готовые центры мониторинга. Вот там создавать искусственно что-то новое смысла нет. Можно базироваться на том, что уже эффективно работало, как, например, в Новосибирске, Самаре, Томске».
Игорь Манылов: «Наличие рабочего собственного центра мониторинга и работающей системы – здесь можно доказать экономическую эффективность».
Роман Теленчинов (зам.губернатора Новосибирской обл. «Эффективность – это экономия для бюджета. А вот работа центра мониторинга для подрядчиков не эффективна и не выгодна. Для нас, для госслужащих – очень много ситуаций, когда Заказчики ошибаются в первоначальных вещах. Работа центра позволяет на этапе дополнительного контроля после всех экспертиз, после всего дополнительно мониторить и уменьшать сметную стоимость. Когда подписывается доп.соглашение, центр выступает с жесткой позицией: «здесь это можно, а здесь – нельзя». Я бы рекомендовал уделить внимание центрам в регионах. Сейчас количество людей в нашем центре, наоборот, увеличиваем до 30, потому что видим, его работа в будущем позволит региону экономить и строить вовремя объекты».
Игорь Манылов: «Ряд регионов говорят: «у нас ресурсов, денег, людей, мы не можем». Нужно решать вопрос с региональным Минфином по принципу «наручников», пристегнув ими себя к Минфину».
Сергей Музыченко: «Эффект, если посчитать, будет колоссальный. Нужно разговаривать с Минфином, они понимают только про деньги. Те 30 человек, которые сидят в Новосибирске, и мониторят сейчас ресурсы приносят пользу уже сейчас, а с переходом на ресурсно-индексный метод это будет иметь колоссальный эффект! Если посчитать, как сейчас субъекты работают «вслепую» и то, что им будет выдавать центр мониторинга, это абсолютно разные вещи. И то, что подрядчики недовольны, это не недовольство, это сверхприбыль, которая остается в бюджете и помогает нам достроить что-то другое. Это очень важно».
Для чего используется дефлятор
Индекс цен и коэффициент-дефлятор — это довольно схожие понятия. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов и применяется для пересчета текущих цен к базовым.
Дефлятор утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой отрасли экономической деятельности. В 2020 году установили индекс-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития № 720 от 30.10.2020, а вот приказ Минэкономразвития по индексу-дефлятору на 2022 год пока не подписан. Индекс — это базовая постоянная, которая применяется в течение нескольких периодов в будущем. Дефляционный коэффициент используют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:
Дефлятор применяют для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с индексом-дефлятором.
Как использовать дефлятор в гособоронзаказе
Дефлятор применяют и в государственном оборонном заказе. В приказе Минэкономразвития 190 от 01.04.2020 утверждены актуальные индексы по ГОЗ.
Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения используют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работам и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.
Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания.
Заказчик ГОЗ обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.
В чем разница между ИПЦ и индексами-дефляторами?
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Сравнение коэффициентов-дефляторов
В таблице приведены значения на текущий и будущий год:
Объект применения |
Коэффициент |
|
2022 |
2023 |
|
НДФЛ |
1,980 |
2,270 |
Торговый сбор |
1,508 |
1,729 |
НДД |
1,060 |
1,215 |
УСН |
1,096 |
1,257 |