Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Заморозка» пенсионных накоплений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Власти не оставляют желания реформировать систему накопительной пенсии. Дискуссия об этом идет как минимум с 2018 года, когда была предложена концепция Индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Но тогда систему раскритиковали, потому что к ней решили подключать всех работающих «по умолчанию», взимая с их зарплат дополнительные 6% (то есть, это взнос поверх и так взимаемых 22%). В ситуацию вмешался даже президент и концепцию ИПК отложили.
Какое будущее ждет накопительную систему?
Дальше была система Гарантированного пенсионного плана. Суть та же – 6% от зарплаты (уже полностью добровольно), которые перечисляются в некую накопительную систему, которая потом будет платить с них пенсию. В этой системе впервые появляются налоговые вычеты по НДФЛ в размере перечисленных взносов. Окончательную пенсию ГПП обещали представить в 2020 году, но этому помешала пандемия.
Чуть позже появилась третья версия будущей накопительной системы – Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) третьего типа. Сейчас существует лишь два типа, а третий может предполагать долгосрочные накопления – как раз актуально для будущей пенсии.
Что выбрать – накопительную или страховую пенсию?
Единственно правильного ответа на этот вопрос не существует. Каждый должен и может сделать выбор сам. Но выбор должен быть разумный и обдуманный. Для этого необходима информация о том, в чем состоит различие между этими двумя видами пенсий.
Начнем с самых азов. По российским законам работодатель обязан платить в ПФР 22% размера оклада каждого своего работника. Из этой суммы 6%, составляют так называемый солидарный тариф, то есть, идут в бюджет, из которого складываются фиксированные пенсионные государственные выплаты, а 16% — на формирование личной пенсии данного работника.
- Если потенциальный пенсионер выбрал страховой вариант – все 16% остаются на его лицевом счете. О того, сколько средств на нем накопиться до конца трудовой деятельности, будет зависеть размер пенсии.
- Если выбран смешанный тариф – 10% кладется на лицевой счет в ПФР, а остальные 6% — в НПФ или УК (управляющую компанию) для формирования накопительной пенсии.
- Кроме того, накопительную часть пенсии гражданин может дополнительно увеличить самостоятельно. Например, на счет накопительной пенсии можно положить материнский капитал, или просто делать добровольные отчисления в НПФ.
- Но естественно, за счет того, что ежемесячная пенсионная выплата дробится на две части, размер страховой пенсии уменьшается. Ведь в ПФР поступает, при грубом подсчете, на треть меньше средств.
Есть два ключевых момента, отличающих страховую пенсию от накопительной:
- Накопления страховой пенсии ежегодно индексируются государством. То есть, размер страховой пенсии всегда привязан к прожиточному минимуму. Если он возрастает вдвое с момента, когда началось формирование страховой пенсии, выплата станет вдвое больше. Накопительные пенсии не индексируются. То есть, при удачном вложении, сумма прирастает. При неудачном – остается «замороженной». Грубо говоря, если вы вложили в НПФ материнский капитал в 2013 году, когда он составлял около 300 тыс. руб., в 2022 на вашем счету по прежнему лежит 300 000 рублей, хотя сам маткапитал на сегодняшний день составляет уже 450 тысяч. И в 2050 (при неудачной деятельности ПНФ) эта сумма также останется неизменной. То есть, пенсионной пользы от нее будет мало.
- С другой же стороны, если человек формирует только страховую пенсию, а затем умирает, не получив из ПФР и десятой доли того, что ему предполагалось выплатить, эти деньги «пропадают» — просто остаются в бюджете. Остаток накопительной пенсии получают наследники. По закону или по завещанию – это уже на выбор владельца накопительного пенсионного счета.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести пенсионные накопления
Доходность накопительного пенсионного счета зависит в первую очередь от доходности НПФ, в котором он находится. Поэтому выбор – дело серьезное, требующее грамотного подхода. На официальном сайте ЦБР регулярно публикуются данные о доходности того или иного ПФР. Эту информацию следует изучить, проанализировать и выбрать наиболее перспективный вариант.
Поменять фонд или управляющую компанию можно раз в год. А также перевести накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ (но только, когда закончится действие моратория). Для этого нужно:
- Найти подходящий НПФ (выбрать его из списка, который имеется у ЦБР)
- Заключить с данным фондом договори на ОПС
- Подать заявление о переводе накопительной пенсии в ПРФ (сделать это можно через портал Госуслуг, в МФЦ «Мои документы», либо по почте)
Бессрочная (пожизненная) выплата пенсии
Мы уже говорили, что право на накопительную пенсию возникает одновременно с правом на страховую пенсию по возрасту. Но нужно учитывать, что для бессрочной выплаты необходимо, чтобы сумма накопительной пенсии достигла определенного размера. Если накопительная часть составляет менее 5% страховой, о бессрочной выплате речи не идет – всю сумму выплатят единовременно.
Поле подачи заявления о пожизненной выплате накопительной пенсии (подать его можно лично или по доверенности) решение о ее назначении принимается через 10 дней. Если оно положительное – страховая и накопительная пенсии выплачиваются одновременно.
ВНИМАНИЕ! Пожизненная выплата накопительной пенсии в ПФР не предполагает наследования остатка средств. Она платится лишь застрахованному гражданину до тех пор, пока он жив.
Последствия, ожидания, прогнозы Законодательно закреплено, что заморозка накопительной части пенсии продлена до конца 2019 года. При этом россияне, которые перевели свои перечисления после начала действия моратория (1 января 2014 года), не смогут получать доход от негосударственных компаний на период действия заморозки.
Что станет с частью, которую заморозило государство, известно: она пойдет на выплаты обязательств Пенсионного фонда России. При этом действие моратория, по прогнозам экономистов, будет продлено еще неоднократно.
При этом изначально заморозка пенсии, которая впервые произошла в 2014 году, планировалась в конце 2013 года как разовое явление «шокирующего» финансового характера, реализованное для экстренной экономической поддержки ПФР.
Однако меры единовременного характера оказались недостаточными: несмотря на приток капитала в Пенсионный фонд в размере почти 250 млрд. рублей в 2014 году, резервы следующего года остались по-прежнему в дефицитном состоянии. Это вынудило Правительство РФ продлить действие моратория до 2016 года, позднее заморозка еще раз продлилась уже на 2 года.
Тенденций к отмене моратория в 2020 году пока нет: меры, принятые в качестве притока финансовых средств с помощью заморозки накопительной части пенсии, оправдывают себя. Некоторые эксперты считают, что причиной нехватки финансов в ПФР является неоправданная стратегия формирования пенсий в РФ, которая пока еще не может на 100% применяться к особенностям российской экономики.
Накопительная часть пенсии заморожена до 2022 года
Казалось бы, цены на нефть стабилизировались и несколько поднялись, экономика стала показывать слабый, но рост, но Правительство приняло решение заморозить накопительную часть пенсии еще до 2022 года. Был принят в ноябре ФЗ-462, в котором это законодательно оговорено. Ходят упорные слухи, что заморозка эта может продлиться еще достаточно долго, а затем и с работодателей вообще снимут обязанность накапливать для работников часть пенсий, а возложат ее на них самих.
Только вот будет ли кто-нибудь участвовать в этих накопительных вариантах, даже если государство будет софинансировать будущие накопительные пенсии? Ведь это уже было, а теперь эти средства работников заморожены, как и вся накопительная часть их пенсии.
Русская пословица говорит, что обещанного приходится ждать три года. Так что год из этих трех наше Правительство уже использовало при заморозке накоплений к пенсии. Будут ли еще два? Разморозятся ли они вообще? Это пока никому неизвестно. Понятно лишь, что подобного рода меры, которые декларировались как временные, вполне могут стать постоянными. И, безусловно, это не способствует доверию граждан к пенсионной системе России.
Мораторий распространяется только взносы в счет будущей НЧП. Его отмена в ближайшем будущем не планируется, так как успешно работает система ИПК – индивидуальных пенсионных коэффициентов. Цель введения пенсионных баллов – заменить ими накопительную долю пенсии. Нововведение действует с 2014 г. Окончательный результат его внедрения был оценен в конце 2018 г.
Впервые заморозка была применена в 2014 г. Ее причиной стал серьезный дефицит бюджета ПФР. Мораторий планировался как временная мера. Израсходованные на настоящие пенсии накопления будущих пенсионеров планировали вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь продлевали. Не стал исключением и 2018 г. – мораторий продлен до 2021-го.
При введении разделения трудовой пенсии на страховую и накопительную часть понималось, что страховые взносы работающих граждан смогут покрыть расходы на выплату пособий настоящим пенсионерам. Но экономические условия в государстве изменили планы. Поэтому для выплаты настоящих пенсий необходимо было использовать уже накопительные взносы. А их денежное выражение перевести для отправителей в ИПК.
Такая вынужденная мера преобразования денежных взносов граждан в пенсионные баллы уже принесла свои плоды: позволит уменьшить трансферт в ПФР на 609 млрд. рублей к 2021 г. За все время действия моратория уже сэкономлено 2 трлн. руб.
Заморозка накопительной части пенсии – это перевод ее денежного выражения в баллы (ИПК). Взносы на НЧП сегодня используются для начисления пособий настоящим пенсионерам.
Зачем ввели мораторий
Из-за того, что накопительная часть пенсии заморожена, доход будущего пенсионера уменьшается. Инвестирование средств в НПФ позволяет повышать размер отчислений до 100 %. При этом лицо не несет финансовые потери и не будет обязано предоставлять дополнительные средства. Необходимость в уплате взносов ложилась на работодателя. Гражданин лишь определял дальнейшую судьбу денежных средств. Сумму можно было оставить в ПФР или перевести в НПФ для дальнейшего получения дохода и повышения размера накопительной части пенсии.
Важно! Введение моратория привело к тому, что гражданин не может воспользоваться правом выбора будущей пенсии. Если лицо приняло решение обратиться в негосударственный пенсионный фонд, оно должно мириться с новым законодательством, которое привело к ограничению формирования накоплений. Все взносы вкладчиков принудительно перенаправляются на страховую часть.
Заморозка накопительной части пенсии произошла из-за проблем государства. В обязанности Пенсионного фонда входит выплата не только пособия по старости, но и предоставление средств социального характера. В результате учреждение недополучает порядка 1,2 трлн руб. ежегодно. Это произошло из-за того, что многие российские работодатели недобросовестно выполняют свои обязанности, предоставляя денежные средства гражданам в конвертах и задерживая перечисление платежей на формирование пенсий в бюджет. Возникший дефицит средств заставил правительство искать новые источники финансирования. Заморозка накопительной части пенсии позволила получить прибыль в размере порядка 500 млрд руб. Это дает возможность фонду выполнять обязательства перед гражданами.
Когда замороженные накопления переведут в НПФ (и переведут ли вообще) — пока не известно.
Дальнейшее продление моратория на формирование накопительных пенсий до 2022 года включительно подрывает доверие населения к Правительству России и в условиях затрудненного доступа к внешним финансовым ресурсам создает сложности и на внутреннем финансовом рынке (поскольку управляющие компании и НПФ занимаются инвестиционной деятельностью на внутреннем рынке страны).
После «замораживания» накопительных пенсионных программ, инвестиционная деятельность значительно сократилась, что, однозначно, повлечет за собой повышение процентов по кредитам для предприятий и населения. А это, в свою очередь, может затормозить развитие промышленного сектора экономики, который и так находится в глубоком кризисе, и привести к дальнейшему сокращению рабочих мест и зарплат, а, следовательно, и поступлений в бюджет ПФР.
Вас интересует возможность обхода ситуации, которая сложилась? Что ж, тогда вам стоит серьезно подумать о варианте со страховой пенсией. Этот вариант предусматривает уплату ежемесячной суммы, которая пойдёт на последующие пенсионные выплаты, то есть послужит компенсацией утраченных доходов, получаемых во время трудовой деятельности. Но она может быть выплачена и в случае потери трудоспособности или если нетрудоспособные члены семьи потеряли своего кормильца. Особенностью является то, что выплаты осуществляются в определённом размере, который напрямую зависит от выбранного ранее вида страховой пенсии. Следует также добавить то, что размер выплат каждый год индексируется государством, поэтому вы можете не волноваться за сохранность своих сбережений. Пока.
ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДСТВ С НАКОПИТЕЛЬНОГО СЧЕТА
Те, кто откладывал в негосударственный пенсионный фонд, могут обращаться за получением, как только достигнут установленного возраста. Это 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.
Если накопительная часть пенсии откладывалась на счет Внешэкономбанка в рамках государственного пенсионного страхования, то придется дожидаться пенсионного возраста, повышенного согласно реформе.
Обращение за средствами в ПФР в 2021 году дает возможность:
- Получить сразу всю накопленную сумму. Такое право имеют только инвалиды, получатели социальной пенсии или выплат, которые производятся по случаю потери кормильца. Есть и еще одно условие: накопленная сумма не должна превышать 5% от получаемой сейчас. Обычно так выходит у тех, кто в начале 2000-х выплачивал на НП 2%.
- Можно назначить себе срочную выплату, но эта возможность есть только у тех, кто формировал накопительную пенсию из материнского капитала или принимал участие в софинансировании. Есть одно исключение: в крупных корпорациях заключается договор о перечислении накопительной пенсии, но это нечастый случай.
- Можно ежемесячно получать из накопленных средств определенную сумму. Она считается просто: все, что есть на счете, делится на количество месяцев, которое называется «официальный срок дожития».
Зачем правительству замораживать пенсии
Так что же решили заморозить?
С 2002 года государственная трудовая пенсия россиян 1967 г.р. и моложе складывается из трех частей – базовой, страховой и накопительной. У тех, кто родился до 1967 года, накопительной части пенсии нет, и потому их не касаются заявленные правительством меры. Как объясняется на официальном сайте Пенсионного фонда, средства страховой части фиксируются на индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера и ежегодно индексируются государством. «Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам». Накопительная часть – это, в довольно грубом приближении, нечто вроде банковского вклада с определенными условиями выплат.
Предполагалось, что накопительная часть поможет увеличить пенсию, поскольку будет расти не только за счет отчислений работодателя, но и за счет доходов от инвестиций в разные выгодные проекты. Инвестировать свои пенсионные накопления будущий российский пенсионер может доверить или негосударственным пенсионным фондам (НПФ), или государственному ВЭБу. У последнего модель инвестиций более консервативная: в удачные для рынка годы он зарабатывает для пенсионеров меньше, чем НПФ, зато в неудачные — меньше теряет. При этом в любом случае пенсионные накопления вкладываются не в реальные проекты, а направляются на российский фондовый рынок.
За прошедшее с тех пор время стало понятно, что такой порядок накопления не приносит пользы ни реальной экономике, ни самим пенсионерам. Выигрывают лишь операторы фондового рынка, зарабатывающие свою маржу на всех операциях, и, разумеется, финансовые посредники – Внешэкономбанк и различные НПФ. Благодаря реформе 2002 года, они ежегодно «за просто так» получают около 600 млрд рублей. При этом до граждан эти деньги просто не дойдут, поскольку доходность по пенсионным накоплениям ниже, чем инфляция. Так, за последние 7 лет средняя годовая доходность по ним была 6,5% при инфляции больше 10%. Поэтому, несмотря на свое многообещающее название, накопительная часть пенсии никакому значительному увеличению пенсии не способствует. Для сравнения, за те же 7 лет индексация страховой части отчислений составила 15%. То есть, для будущего пенсионера выгоднее отдавать все отчисления в страховую часть.
Однако все эти цифры не афишируются, государство ничего не разъясняет населению, при этом постоянно меняя правила игры и фактически подталкивая граждан «в лапы НПФ». Изначально в накопительную часть отчислялось 6% от общей суммы пенсионного взноса. С 2014 года эту долю планировалось уменьшить до 2% или даже до 0%. Правда, желающие могли по-прежнему сохранить долю в 6%, и все это способствовало новому притоку клиентов в НПФ, напоминая ситуацию со скупкой приватизационных чеков в 1990-х годах. Поддавшись на уговоры многочисленных финансовых агентов негосударственных пенсионных фондов обеспокоенные будущим россияне в массовом порядке пишут соответствующие заявления – и НПФ получают дармовые триллионы, отмечает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
И вот теперь Минфин предлагает обнулить эту накопительную часть пенсий – причем для всех без исключения. Правда, вызвана эта мера, похоже, вовсе не заботой о будущих пенсионерах, поскольку действовать она будет всего один календарный год – ближайший, 2014. Дальше, как обещает правительство, все будет восстановлено в прежнем порядке.
Почему ВЭБ забирает деньги НПФ?
Все эти годы многочисленные НПФ распоряжались деньгами будущих пенсионеров фактически бесконтрольно. Теперь государство намерено ввести более жесткие правила игры. Минэкономразвития разработало проект о государственной гарантии пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах – по аналогии с системой гарантирования банковских вкладов. При этом если у гарантии банковских вкладов есть потолок (сегодня это 700 тыс. рублей), то для пенсионных накоплений такого потолка нет. Они гарантируются по номиналу, то есть по сумме уплаченных в НПФ или ПФР взносов. Если человек решил перевести свои накопления из одного НПФ в другой в связи с убыточностью первого, его деньги восполняются до номинала. Если же он снова прогадал и его накопления уменьшились к моменту выхода на пенсию, то ему вновь компенсируют потери до номинала. Ну а если НПФ просто обанкротится или останется без лицензии – средства опять же восстанавливаются за государственный счет.
В связи с этим все НПФ в течение двух-пяти лет должны быть преобразованы в акционерные общества. Минфин посчитал, что до акционирования НПФ не имеют права распоряжаться пенсионными накоплениями, и потому на весь период, пока Центробанк будет проверять деятельность НПФ, средства их будут переведены в ВЭБ. Глава Минфина Антон Силуанов заверил, что ВЭБ будет возвращать средства фондам сразу по окончании их проверки Центробанком, причем с учетом доходности от размещения этих средств по ставке не меньше, чем инфляция, плюс 1%. Представители ВЭБа пояснили, что средства будут размещены на срочных депозитах, поскольку некоторые НПФ пройдут проверку довольно быстро. «Мы не хотим уничтожить рынок негосударственных пенсионных фондов, мы хотим переформатировать его, сделать прозрачным для населения и привлекательным для инвесторов. Там есть сильные игроки, и они останутся на рынке. Именно поэтому мы не замораживаем все средства фондов, оставляя им на время проверки в ЦБ возможность исполнять обязательства перед клиентами», – цитируют СМИ заявление представителя правительства.
Пенсионные перспективы
Временное перенаправление всех пенсионных средств в страховую часть поможет правительству залатать дыры в пенсионном бюджете, однако вовсе не решит всех пенсионных проблем. Во-первых, непонятно, откуда возьмутся деньги в бюджете для возвращения в накопительную часть. Во-вторых, акционирование НПФ, возможно, и повысит прозрачность их деятельности, но на ее доходности для клиентов скажется, скорее, отрицательно. Чтобы государство гарантировало надежность пенсионных накоплений, НПФ должны будут отчислять средства в собственный резерв, а также в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который будет создан в структуре АСВ (Агентство по страхованию вкладов). Предельные ставки гарантийных взносов: для НПФ – 0,025% от суммы переданных ему накоплений, для ПФР – 0,0125%. Деньги будут выделяться из инвестиционного дохода НПФ, а значит, доходность клиента будет ниже. Помимо этого, НПФ берут комиссии за свою работу по управлению пенсионными деньгами: они могут достигать 15% дохода и 3% суммы пенсионных взносов. Все это автоматически снижает возможный доход клиента.
Таким образом, очередной пенсионный маневр вновь предпринимается не в интересах государства и не ради будущих пенсионеров, а в интересах определенного сегмента экономики и определенной группы лиц.
Мнения экспертов
Многие эксперты считают, что правительству пора честно признать неудачу пенсионной реформы – и чем скорее, тем лучше и для граждан, и для государства.
«Нужно сказать народу, что реформа 2002 года провалилась, вложенные деньги полностью обесценились, они создали дефицит в пенсионном фонде, который мы покрываем из федерального бюджета. Надо отказаться от реформы как можно быстрее. То, что идет за счет обязательных отчислений, надо пустить на выплату текущих пенсий, – уверена депутат Оксана Дмитриева. – Государственная система должна действовать так: деньги собрали и с максимальной эффективностью – и довели до пенсионеров с минимальным налоговым прессом. Сейчас отчислениями задушили малый бизнес и предприятия – и все для того, чтобы отдать эти деньги финансовым посредникам, чтобы они наживались на спекуляциях. Для будущих же пенсионеров эти деньги все равно обесценятся». Негосударственные пенсионные фонды имеют право на существование, но лишь в качестве дополнения к обязательной системе, так чтобы отчисления в них производились на добровольной основе, а не на обязательной, как сейчас.
При реформировании возникли проблемы из-за того, что 6% взносов, которые перечислялись на лицевые счета, граждане начали переправлять в негосударственные пенсионные фонды (коротко, НПФ). Таким образом, деньги стали выходить из оборота ПФР, ввиду чего объемы финансов в этой государственной структуре значительно сократились.
Дефицит пенсионных денег и стал причиной того, что расплатиться с нынешними пенсионерами стало попросту нечем. В то же время регулярная или единовременная выплата из накопительной части пенсии людям, которые только что вышли на заслуженный отдых, также стала невозможной. «Замороженные» деньги пошли не только на основную выплату пенсий. Их хватило также на проведение различных антикризисных мероприятий и поддержание финансового положения страны.
Правительства объясняет введение ограничения на создание накопительной части пенсии необходимостью тщательной проверки работы всех негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Именно так обосновывалась необходимость заморозки пенсионных накоплений и внесения соответствующих изменений в законодательную пенсионную базу официальными представителями власти.
Многие эксперты, однако, сошлись во мнении, что единственным благоразумным объяснением введения таких ограничений на накопление пенсии и перевода их в ПФР является сокращение обеспечения Пенсионного фонда со стороны государства. Иначе говоря, правительство фактически отказалось от дальнейшего финансирования Пенсионного фонда.
Результатом совместного решения парламента и правительства РФ в декабре 2013 года было подписание закона № 351, который предписывает перечисление взносов на лицевые счета граждан в ПФР с целью формирования страховой пенсии начиная с 2014 года.
Неизвестно, когда отчисления, подвергшиеся заморозке пенсионных накоплений, вновь будут переведены в НПФ. Непонятно также, будут ли они в принципе переведены куда бы то ни было.
Пролонгация моратория вплоть до 2020 года также не повышает доверия правительству со стороны граждан. Введенные ограничения создают проблемы и на внутреннем финансовом рынке, так как доступ к внешним ресурсам затруднен. Это связано с тем, что НПФ и управляющие компании инвестируют исключительно во внутренний рынок.
Введение моратория значительно сократило инвестиционную деятельность фондов, что в дальнейшем неизбежно скажется на процентных ставках по кредитам как для физических, так и юридических лиц, и далеко не в лучшую сторону. Такие повышения затормозят развитие промышленности, которая и так не в лучшем положении на данный момент. Далее последует сокращение размера заработной платы населения и количества рабочих мест, а значит, и поступлений в бюджет Пенсионного фонда.