Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обобщая смысл определений пенсии в современном пенсионном законодательстве, можно придти к следующему выводу. С одной стороны, для пенсии по случаю потери кормильца действуют пять общих признаков, применимых ко всем видам пенсии: 1) периодичность выплаты; 2) выплата из ПФР или федерального бюджета; 3) государственно-правовой характер; 4) учет трудового вклада гражданина и социального фактора; 5) соизмеримость размера пенсии с заработком гражданина. В то же время пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе. В первую очередь, это связано с тем, что если субъектами обеспечения пенсиями по старости или инвалидности являются граждане, достигшие пенсионного возраста и инвалиды, то в пенсионном обеспечении но случаю потери кормильца появляется новый субъект обеспечения — члены семей, что влечет за собой возникновение специфических черт, присущих только данному виду пенсии. Таким образом, пенсии по случаю потери кормильца полностью отвечают таким признакам, свойственным пенсиям вообще, как периодичность выплаты, выплата из ПФР и федерального бюджета, государственно-правовой характер. Однако при учете трудового вклада гражданина и социального фактора принимается во внимание трудовой вклад не самого получателя пенсии, а умершего кормильца. При этом социальный фактор касается получателей пенсии — членов семьи умершего кормильца. Как видно из изложенного, в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца речь идет о двух субъектах: 1) кормильце, которого на день решения вопроса о назначении пенсии уже нет в живых (либо он объявлен судом умершим или безвестно отсутствующим); 2) членах семьи умершего кормильца. При этом юридические факты как условия возникновения права на пенсию относятся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи.
Понятие пенсии по случаю потери кормильца, ее функции и виды
кормильца
Порядок исчисления страховой пенсии по случаю потери кормильца раскрывается в гл. 4 Закона о страховых пенсиях, и при его рассмотрении необходимо учитывать правила исчисления страховых пенсий по старости и по инвалидности.
На размер страховой пенсии по случаю потери кормильца влияют следующие показатели:
— сумма начисленных и уплаченных за кормильца страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования;
— наличие периодов, засчитываемых в страховой стаж и за которые не начислялись и не уплачивались за кормильца страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
— нормативная продолжительность страхового стажа;
— количество нетрудоспособных членов семьи, в том числе наличие среди них круглых сирот или детей умершей одинокой матери;
— район проживания пенсионера (район Крайнего Севера; местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
— отказ кормильца при жизни от получения страховой пенсии по старости.
Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи умершего определяется как произведение суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов умершего кормильца за всю его трудовую и иную деятельность и стоимости пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается пенсия по случаю потери кормильца, к которому суммируется фиксированная выплата:
СПспк = ИПК x СПК + ФВ.
где СПспк — размер страховой пенсии по СПК, ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца, СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по СПК, ФВ – фиксированная выплата.
В случае, если страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая пенсия по старости или страховая пенсия по инвалидности, в размере страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи вместо суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов умершего кормильца за всю его трудовую и иную деятельность может учитываться отношение индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца по состоянию на день его смерти, с учетом которого был исчислен размер получаемой им пенсии, на количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи:
СПспк = ИПКу / КН x СПК + ФВ.
где КН — количество нетрудоспособных иждивенцев, СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по СПК, где СПспк — размер страховой пенсии по СПК, ИПКу — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца, с учетом которого исчислен размер страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности по состоянию на день смерти кормильца.
При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, потерявшему обоих родителей, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется путем суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов обоих родителей, а при назначении пенсии ребенку умершей одинокой матери индивидуальный пенсионный коэффициент увеличивается в два раза.
Если у ребенка, которому установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца за одного родителя, умирает второй родитель, то к получаемой по состоянию на день назначения пенсии как круглому сироте сумме добавляется рассчитанный по общим правилам размер пенсии за второго умершего родителя:
СПспк = СПспк1 + ИПК x СПК + ФВ.
Индивидуальный пенсионный коэффициент при исчислении страховой пенсии по случаю потери кормильца отражает пенсионные права умершего кормильца на страховую пенсию и определяется как сумма указанных коэффициентов за периоды, имевшие место как до, так и после 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца, а также учитывает отказ кормильца при жизни на определенный период от получения страховой пенсии по старости:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП.
Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости (КвСП) применяется в случае назначения пенсии за кормильца, не обратившегося при жизни за получением или отказавшегося от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе досрочной, но не ранее чем с 1 января 2015 г., при условии, если до даты смерти этот кормилец не обращался за восстановлением или назначением указанной пенсии по старости. Размер коэффициента зависит от числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права или отказа от получения установленной страховой пенсии по старости, до даты смерти кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г. (ИПКн), рассчитывается как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 г. отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости, и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных нестраховых засчитываемых в страховой стаж периодов; сумма коэффициентов должна быть последовательно поделена на коэффициенты К и КН:
Коэффициент К равен отношению нормативной продолжительности страхового стажа умершего кормильца в месяцах по состоянию на день смерти кормильца к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
В свою очередь, коэффициент КН соответствует количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи, при этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на пенсию, в том числе получающие иную пенсию.
Подводя итог, нашему исследованию в рамках курсовой работы на тему пенсия по потере кормильца следует отметить, что поставленные цели и задачи были выполнены, раскрыты в главах и параграфах нашего исследования.
Нами было установлено, что однозначного понятия пенсии по потере кормильца, закрепленного в теоретической литературе и в законодательстве нет, оно складывается исходя из существующих принятых законов о пенсиях. Но несмотря на это, суть данного понятия состоит в том, что пенсия по потере кормильца это ежемесячная денежная выплата, которая назначается государством в случае гибели или смерти кормильца семьи, приносящего основной доход в семью, будь то это мама или папа.
Кроме того, пенсия по потере кормильца рассматривается как вид социального пенсионного обеспечения и поддержки государством несовершеннолетних граждан – детей и именно для этой категории лиц законодатель устанавливает существенные особенности правового регулирования, исходя из законных интересов и только в интересах детей, как наиболее социально незащищенных членов нашего общества.
Нами было установлено и описано, что выделяется три вида пенсии по потере кормильца и этот вид зависит от правового статуса кормильца в первую очередь. Например, военнослужащий или госслужащий в этом случае назначается государственная пенсия по потере кормильца и т.п.
Правовое регулирование пенсии по потере кормильца определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами в области пенсионного обеспечения, как граждан, так и специальных категорий граждан, военных, космонавтов и других. На наш взгляд законодательная база в области пенсии по потере кормильца достаточно обширная и хорошо проработанная. Однако имеются спорные моменты, без которых не обойтись конечно, например, как в области определения понятия кормилец.
Мы считаем, что несмотря на то, что государство оказывает поддержку, социальную помощь, данные выплаты имеют все-таки не постоянный характер, носят ограничение во времени с наступлением определенных условий, то есть достижение возраста, окончание очной формы обучения и т.п. с наступлением которых выплаты соответственно прекращаются. И все-таки если рассматривать моральную сторону, несмотря на то, что государство оказывает поддержку, утрату близких людей государство заменить не сможет ничем.
Можно также отметить, некоторые негативные моменты, связанные с оформлением пенсии по потере кормильца, которые может и не совсем носят негативный характер, но тем не менее они имеются. Так, например, чтобы получить данную пенсию по потере кормильца необходимо собрать определённый пакет документов, соответствовать определенным условиям чтобы ее назначили, то есть все это можно назвать бумажной волокитой, которую испытывает человек, который потерял близкого человека и со стороны моральной составляющей ему если можно так сказать, не совсем до сбора документов, но собрать документы это одно, другое дело подать их в соответствующие органы, здесь возникают трудности в многочасовых очередях, которые отнимают очень много времени и эта наверное главная проблема при оформлении документов.
Несмотря на это, государство в области пенсионного обеспечения граждан, потерявших кормильца предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, оказавшиеся в трудной ситуации, потеряв поддержку и заботу близкого человека, чувствовали заботу и поддержку своего государства.
Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Все остальные категории получателей пенсии по потере кормильца могут получать либо страховую пенсию, либо социальную. Это делается по их выбору, либо СФР назначает ту пенсию, которая выходит больше.
Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:
1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;
2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;
3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.
Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:
1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;
3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;
4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;
5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.
Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.
Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца назначается в тех же случаях:
1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;
2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;
3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.
В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:
1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.
2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.
3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.
В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.
4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.
5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.
6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.
Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Военнослужащие обладают специальным статусом, в отношении них принят специальный Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» распространяютсяна следующие категории лиц:
1) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
2) лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;
3) лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;
4) лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
5) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии за выслугу лет, а также по инвалидности, а члены их семей – на пенсию по случаю потери кормильца. В ходе прохождения военной службы военнослужащий может претендовать сразу на две пенсии (например, по инвалидности и по выслуге лет). Сразу обе пенсии ему выплачиваться не будут. Военнослужащим предоставляется право выбора пенсии, которую они будут получать: либо по инвалидности, либо по выслуге лет. Причем по достижении пенсионного возраста военнослужащие имеют право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Жены и родители, которым начислена пенсия (например, по случаю потери кормильца), также получают пенсии по старости при достижении ими пенсионного возраста.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.
Например, подполковнику назначается пенсия за выслугу лет. Он прослужил 30 лет. Размер пенсии будет рассчитываться следующим образом. За 20 лет выслуги ему положено 50 % денежного довольствия, а за оставшиеся годы – 30 % (10 лет Ч 3 %). Таким образом, размер его пенсии составляет 80 % от денежного довольствия;
2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 % указанных сумм денежного довольствия.
В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В Законе РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» различается две группы инвалидов, от которых и зависит размер начисляемой пенсии.
Инвалиды подразделяются на следующие категории:
1) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
Что такое пенсия по потере кормильца
В понятие пенсия по потере кормильца входит много нюансов, только пенсий несколько видов (страховая, социальная, военная), поэтому для начала разберёмся в основных терминах.
Кормильцем по закону считается трудоспособный член семьи, который обеспечивает своих родственников.
Иждивенцами считаются родственники умершего, которым необходимо материальное обеспечение по закону: либо за счёт страховой пенсии умершего, либо за счёт государственных средств. К иждивенцам относятся нетрудоспособные родители умершего (пенсионеры и инвалиды), дети до 18 лет, неработающие супруг или супруга.
В зависимости от того работал кормилец или нет, был ли он военным или гражданским, будет назначена соответствующая пенсия его родственникам. Пенсия является государственной поддержкой, её задача помочь оставшимся без кормильца родственникам.
Особенности оформления трудовой пенсии
При оформлении трудовой пенсии по потере кормильца в ПФР стоит поинтересоваться нюансами назначения. К некоторым из них относятся:
- в отдельных регионах и городах предусмотрены дополнительные условия выплаты. Например, в Москве детям полагаются допвыплаты, если произошла гибель кормильца в результате теракта;
- если вдова (вдовец) повторно вступил в брак, то право на продолжение поступления выплат за ним сохраняется. Однако это событие должно произойти после того, как супруг-кормилец скончался;
- если родственники — пенсионеры по возрасту, то вправе перейти на ППК, если та составляла основную часть бюджета семьи;
- также стоит учесть, что при расчете этого вида пенсий используются различные коэффициенты и множество других показателей (ст. 16 ФЗ №173).
Страховая пенсия по утере кормильца выплачивается из средств Пенсионного фонда (ПФР). Она устанавливается, если умерший имел страховой стаж любой продолжительности. Детям выплаты положены до совершеннолетия или 23 лет, если они учатся на дневной форме.
При получении инвалидности до 18 лет, денежную поддержку будут оказывать вплоть до официального трудоустройства ребенка или снятия группы. Возраст здесь роли не играет.
Родителям, дедушкам и бабушкам финансовая поддержка назначается после достижения пенсионного возраста или установления инвалидности. Братья, сестры и внуки смогут получать деньги, если у них нет трудоспособных родителей. Кроме этого, всем из перечисленных граждан вне зависимости от возраста устанавливается пенсионное обеспечение, если они не трудятся, но ухаживают за родственниками усопшего, пока иждивенцам нет 14 лет.
Государственная пенсия по смерти кормильца полагается, если покойный был военнослужащим, космонавтом либо потерпевшим в техногенных или радиационных катастрофах.
Супругам обеспечение назначается, если они не вышли повторно замуж. Дети, чьи родители пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, получают денежную помощь до 25 лет, если они учатся на очных отделениях.
Источник финансирования социальной пенсии – бюджет государства. Она выплачивается лишь детям кормильца до их совершеннолетия или 23 лет при учебе на очном отделении.
Обязательное условие – постоянное проживание на территории России.
Условия назначения и кому положена
О потере кормильца можно говорить тогда, когда человек уходит из жизни или пропадает без вести, а часть его родственников лишается из-за этого основного источника дохода.
Регистрация смерти проходит через следующие этапы:
- Получение медицинского свидетельства. Оно выдаётся членам семьи в течение суток тем медучреждением, которым была установлена причина смерти.
- Обращение в загс по месту гибели, получение медицинского свидетельства или последней регистрации скончавшегося. Взять с собой нужно это свидетельство и паспорта: свой и умершего.
- Получение свидетельства о смерти в загсе в день обращения. Оно необходимо для подачи заявления о потере кормильца.
Регистрация пропажи без вести предполагает:
- Подачу заявления о пропаже в отделение полиции, после чего органы сразу начинают поисковые работы.
- Обращение в суд о признании человека без вести пропавшим.
Решение суда также является важным документом для доказательства своего права на пенсию.
Вот список членов семьи скончавшегося или пропавшего, которые имеют право на пенсию:
- мать, отец, мачеха, отчим;
- сестра, брат;
- ребёнок (в том числе приёмный);
- внук, внучка;
- бабушка, дедушка;
- супруг, супруга.
Он будет сужаться в зависимости от вида пенсии, но ни в коем случае не расширяться.
Все эти родственники могут получить пенсию с одной оговоркой, у них нет других кормильцев, а именно:
- у брата, сестры или внуков не должно быть трудоспособных родителей;
- у бабушек и дедушек не должно быть других трудоспособных детей.
Выплаты по случаю потери кормильца назначаются в том случае, если заявитель предоставит в ПФР пакет документов, подтверждающий его право на получение конкретного вида пенсии по потере кормильца.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
Основанием для назначения пенсии при потере кормильца является смерть кормильца, а также факт признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. При этом право на пенсию возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, находившихся у него на иждивении при его жизни. Однако есть исключения, связанные с тем, что некоторые члены семьи могли и не находиться на иждивении. К ним относятся: один из родителей, супруг, дедушка, бабушка, независимо от возраста и трудоспособности, а также не работающие брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Т.е эти лица могут получать пенсию по случаю потери кормильца не из-за того, что находятся на иждивении, а по случаю отсутствия заработка и уходу за малолетними членами семьи кормильца, не достигшими 14 лет.
Особенности оформления трудовой пенсии
При оформлении трудовой пенсии по потере кормильца в ПФР стоит поинтересоваться нюансами назначения. К некоторым из них относятся:
- в отдельных регионах и городах предусмотрены дополнительные условия выплаты. Например, в Москве детям полагаются допвыплаты, если произошла гибель кормильца в результате теракта;
- если вдова (вдовец) повторно вступил в брак, то право на продолжение поступления выплат за ним сохраняется. Однако это событие должно произойти после того, как супруг-кормилец скончался;
- если родственники — пенсионеры по возрасту, то вправе перейти на ППК, если та составляла основную часть бюджета семьи;
- также стоит учесть, что при расчете этого вида пенсий используются различные коэффициенты и множество других показателей (ст. 16 ФЗ №173).
Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца
В 2015 году правительство нашей страны приняло целый ряд законов, которые практически полностью меняли представление граждан о пенсионном обеспечении. Чтобы значительно не ухудшить положение тех, кто уже вышел на заслуженный отдых ранее, их права закреплены в законодательстве, в том числе в плане страховых выплат по утрате кормильца для нетрудоспособных граждан. При этом, если сам покойный ныне кормилец, был официально трудоустроен хотя бы на протяжении единственного дня, тогда иждивенцам, что работать сами не могут, будет назначена, начислена и выплачена соответствующая пенсия.
[focustext title=”Определение” icon=”certificate” color=”success”]Страховая пенсия по потере кормильца – это денежная компенсационная выплата, которая производится каждый месяц (один раз в тридцать дней) в пользу лица, утратившего единственного кормильца, при этом являясь нетрудоспособным, вне зависимости от причин. Такое обеспечение может быть назначено бессрочно, то есть до смерти, но может иметь и более четкие сроки выплаты, к примеру, до момента наступления совершеннолетия или трудоустройства.[/focustext]
Военная пенсия по потере кормильца
Назначение пенсии по потере кормильца военнослужащего регулируется ФЗ за №4468-1 и ФЗ за №166 для нетрудоспособных членов семей умерших военнослужащих, а также сотрудников по линии МВД.
Право на назначение военной ППК для нетрудоспособных иждивенцев военнослужащих и сотрудников МВД наступает в результате (ст. 8 ФЗ за №166):
- гибели кормильца при исполнении;
- если воин скончался в период до трех месяцев после увольнения;
- если умер позже трехмесячного периода после увольнения, но в результате увечья, ранения, травмы, полученных на службе;
- если пенсионер получал пенсию не позже пятилетнего периода после приостановления выплаты.
К категориям получателей относятся помимо иждивенцев, указанных в разделе по «Страховой ППК», дополнительные категории:
- родители детей-призывников, погибших или скончавшихся от военной травмы, при достижении матерью 55 и отцом 60 лет;
- вдова погибшего, чей возраст 55 лет и выше, но при условии, что женщина больше не вышла замуж. Это условие не распространяется на вдов контрактников, для них военная ППК сохраняется даже при новом замужестве (ст. 35 ФЗ за №4468-1);
- независимо от семейного положения, трудоспособности и трудоустройства, если воспитывают детей до 8 лет.