Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проверить контрагента на благонадежность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способы проверки контрагента выбирают сообразно цели. Условно разделить способы проверки можно на две большие группы – информационные и физические. К информационным относятся сбор и анализ данных из информационных баз и источников. К физическим – проверка реальных активов торговых и производственных компаний, выезд по месту фактического нахождения, оценка торгового и производственного оборудования, собеседования сотрудников предприятия-контрагента.
Способы проверки контрагентов службой безопасности
Виктор Смирнов, специалист службы безопасности дорожно-строительной компании
— Мы выполняем строительные работы на основании договора субподряда. Специфика отрасли такова, что мы зачастую вынуждены работать без предоплаты, за свой счет, используя собственные кадры и технику. Для этого мы проверяем компанию-подрядчика на предмет исполнения договорных обязательств. В числе проверок – встречи с другими субподрядными организациями, с которыми компания-подрядчик сотрудничала ранее. В ходе встреч мы выясняем, насколько своевременно и согласно договоренностям поступила оплата за выполненные работы, если возникали сложности с получением денежных средств, то какого рода и насколько критичными были задержки. Только после этого руководство компании принимает решение о том, взять ли предложенный объем работ или отказаться от взаимодействия.
Что будет, если не проверить контрагента
Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.
Если налоговики докажут, что у контрагентов не было возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, суд встанет на их сторону.
Доказать фиктивность сделки могут такие факты:
- Контрагенты не находятся по адресу государственной регистрации.
- Налоговую отчётность сдают с нулевыми или минимальными суммами.
- У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
- Нет расходов, связанных с исполнением обязательств: на закупку товаров, аренду помещений и коммунальные платежи, выплату зарплаты и т.п.
Блокировка счетов банком
Банки за последние 3-4 года стали все чаще отказывать в проведении операций и отключать от дистанционного банковского обслуживания (ДБО) если, по их мнению, операции клиента носят сомнительный или подозрительный характер. Этого от них требует антиотмывочный закон № 115-ФЗ. Необходимость применить такие меры они оценивают по двум группам критериев. Это во-первых критерии, характеризующие самого клиента, то есть компанию — адрес, руководитель, налоговая нагрузка, наличие средств для ведения заявленного вида деятельности, а также оплата со счета аренды, канцелярских приборов, коммунальных услуг и т.д. Вторая группа – критерии, характеризующие проводимые операции, например, соотнесение заявленного вида деятельности и назначений платежей, периодичность платежей, объем снятия наличных или выплат физическим лицам, переводы организациям с повышенным уровнем риска и т. д. Именно контрагенты с повышенным уровнем риска чаще всего становятся причиной отключения от обслуживания и блокировки операций. Предвестник такого развития событий — запросы от банка. Если контрагент находится в «черном» списке Банка России – вероятность возникновения вопросов и проблем с банком очень высокая.
На что обратить внимание при проверке контрагента
Настораживающих факторов при проверке контрагента очень много, все зависит от вида деятельности и от критериев отбора. Основными риск-факторами могут являться:
- массовый адрес;
- совмещение разных видов ОКВЭД;
- непродолжительный срок работы контрагента;
- совпадение учредителя и руководителя в одном лице;
- «порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
- нахождение в «черном» списке Банка России;
- отсутствие штата сотрудников и ресурсов для выполнения предполагаемого договора;
- низкая налоговая нагрузка;
- отрицательные финансовые показатели;
- нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
- недействительный паспорт учредителя или руководителя;
- нахождение в стадии ликвидации;
- множество неисполненных исполнительных производств;
- факты блокировки счетов со стороны ИФНС.
Положение о проверке контрагентов: образец
Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:
- расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
- отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
- разделять партнеров можно по суммам договоров.
Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.
Положение о проверке контрагентов: образец
Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:
- расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
- отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
- разделять партнеров можно по суммам договоров.
Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.
Цели проверки контрагентов
Служба безопасности проверяет контрагента с целью:
- Минимизации рисков образования проблемной дебиторской задолженности. Самая частая причина проверки контрагента. Анализ информации из открытых (ФНС, Арбитражный суд) и закрытых (базы данных, бюро кредитных историй) источников информации позволяет сделать оценку платежной дисциплины контрагента и сделать прогноз по формированию им проблемной (невозвратной) «дебитрки».
- Снижения рисков отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС. Непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, предъявленный к вычету НДС налоговая может вернуть. Также чревато взаимодействие с неблагонадежными контрагентами встречными проверками, предъявлением иска по п.3 ст.122 НК (Неуплата или неполная уплата сумм налога).
- Укрепления деловой репутации. Неблагонадежные контрагенты и мошеннические организации теряют всякий интерес к взаимодействию с предприятием, на котором должным образом организована работы службы безопасности.
- Повышения дисциплины труда сотрудников отделов сбыта и снабжения. Регулярные проверки контрагентов оставляют мало «места для маневров» нечистым на руку сотрудникам, использующем механизм «отката» в работе с поставщиками товаров или услуг, покупателями.
Внутреннее положение о проверке контрагентов
Проявление должной осмотрительности препятствует налоговым инспекторам признать налоговую выгоду необоснованной (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53). Какой объем сведений о контрагенте можно считать достаточным, чтобы утверждать о проявлении должной осмотрительности. Какие действия должна совершать компания.
Первым организационным действием является внедрение внутреннего положения о проверке контрагентов. Данный документ представлен ниже. Положение содержит перечень сведений, достаточных для должной осмотрительности. Этот документ уже внедрен у клиентов компании, учитывает практику хозяйственной деятельности.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проверке контрагентов при заключении договоров
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о проверке контрагентов при заключении договоров (далее – Положение) разработано в целях обеспечения требования должной осмотрительности общества с ограниченной ответственностью «Компания» (далее – общество).
1.2. Общество обеспечивает свою деятельность с должной осмотрительностью и осторожностью и не допускает каких-либо отношений с контрагентами, обладающими признаками недобросовестных.
1.3. Общество основывается на презумпции добросовестности контрагента. Контрагент признается недобросовестным, если обществу должно быть известно об обстоятельствах его недобросовестности
1.5. О недобросовестности контрагента могут свидетельствовать следующие признаки (в совокупности и взаимосвязи), выявленные обществом:
- невозможность реального осуществления контрагентом операций, для выполнения которых заключается договор, с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет контрагентом для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение контрагентом операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном контрагентом в документах бухгалтерского учета.
- создание организации контрагента незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость общества с контрагентом;
- неритмичный характер хозяйственных операций контрагента;
- нарушение контрагентом налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции контрагента;
- осуществление операции не по месту нахождения контрагента;
- осуществление контрагентом расчетов с использованием одного банка;
- осуществление контрагентом транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование контрагентом посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Примерный образец положения о проверке контрагента
Утверждено
Генеральным директором
ООО «Честный бизнес»
Ивановым А.А.
П О Л О Ж Е Н И Е
об обязательной проверке контрагентов ООО «Честный бизнес»
при оформлении договорных и хозяйственных отношений
- Введение:
- Настоящее Положение проверки контрагентов ООО «Честный бизнес» (далее – Положение) является обязательным к исполнению сотрудниками юридического и финансового отдела при оформлении договорных отношений с контрагентами.
- Настоящее Положение регламентирует порядок проверки контрагентов в целях снижения налоговых рисков при заключении и исполнении договоров.
- Проверке на основании настоящего Положения подлежат поставщики продукции и товаров, подрядчики и субподрядчики, арендодатели, лизингодатели, исполнители, а также иные контрагенты ООО «Честный бизнес».
- Порядок осуществления проверки:
- При проведении проверки сотрудник обязан собрать по контрагенту все доступные сведения и провести нижеперечисленные мероприятия.
- Вся получаемая в ходе проверки информация приобщается сотрудником к досье контрагента как в электронном, так и в бумажном виде.
- Вся информация, полученная посредством доступа в сеть «Интернет», должна быть сохранена в виде скриншотов экрана, распечатана и заверена подписью сотрудника осуществляющего проверку контрагента.
- Сотрудник обязан проверить соответствие сведений, представленных контрагентом, сведениям, содержащимся на сайте ФНС России.
- Сотрудник должен получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о контрагенте через интернет-ресурсы, предоставляющие подобные сведения. Полученную выписку, а также электронное письмо необходимо распечатать для приобщения к формируемому досье.
- Сотрудник обязан проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных:
- сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
- сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
- адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;
- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
- При изучении выписки сотруднику необходимо обратить внимание на то, указан ли в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП код по ОКВЭД, соответствующий тому виду деятельности, который контрагент обязуется осуществлять по условиям договора.
- При проверке контрагента сотрудник должен установить, необходима ли контрагенту для выполнения обязательств по заключаемому с ним договору лицензия, какое-либо специальное разрешение или членство в СРО. В случае необходимости обязательного наличия лицензии у контрагента лицензии, сотрудник должен проверить её наличие посредством обращения на интернет-сайт лицензирующего органа или СРО. Результаты проверки приобщаются к формируемому досье.
- Проанализировать наличие информации о контрагенте в сети Интернет: наличие у контрагента собственного интернет-сайта, размещает ли контрагент информацию о себе по заявленным видам деятельности на специализированных интернет-площадках, имеются ли отрицательные и положительные отзывы о контрагенте. Результаты поиска приобщаются к досье в бумажной форме.
- Сотрудник обязан запросить у контрагента копию паспорта его руководителя, а если договор оформляется по доверенности иным лицом, то помимо копии его паспорта, запросить заверенную копию доверенности.
- Сотрудник обязан проверить контрагента на предмет его участия в хозяйственных спорах. Проверка осуществляется путем обращения на интернет-сайт Высшего Арбитражного Суда РФ. Найденные по контрагенту документы приобщаются к досье в бумажной форме.
- При проведении проверки сотрудник обязан запросить у контрагента в заверенной форме:
- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату;
- копии деклараций по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период (с отметкой налоговой инспекции о принятии);
- другие необходимые сведения.
- По завершении проверочных мероприятий сотрудник обязан передать досье на контрагента начальнику юридического отдела.
- Сроки проведения проверки:
- Проверка контрагента осуществляется от 3-х до 5-ти дней с момента поступления соответствующего распоряжения Генерального директора либо его заместителя.
- Сформированное досье на контрагента передается для изучения начального юридического отдела.
- Начальник юридического отдела по результатам изучения досье не позднее двух рабочих дней представляет в письменном виде свои выводы о добросовестности контрагента Генеральному директору ООО «Честный бизнес».
- Генеральный директор не позднее 2-х рабочих дней принимает решение о вступлении в хозяйственные отношения с проверяемым контрагентом, путем внесения резолюции в досье контрагента. Решение Генерального директора доводится до сведения сотрудников ООО «Честный бизнес».
- Без соблюдения условий пунктов Положения заключение договора, проведение расчетов, подписание каких-либо документов, передача или получение товарно-материальных ценностей и имущества контрагенту запрещены.
- Досье контрагента хранится в финансовом отделе ООО «Честный бизнес» не менее 4-х лет после истечения срока действия договора с контрагентом.
Приказ о проверке контрагентов образец
На мой взгляд, осторожность в выборе поставщика, осуществленная до начала взаимоотношений помогает минимизировать:
- Банковские риски;
- Налоговые риски;
- Предпринимательские риски.
Банковские риски связаны с возможностью получения «Отказов в проведении операций». Если поставщик не является благонадежным с точки зрения банков, то, совершая для него платеж, вполне реально получить запись в «черном списке» N 639-П. Это плохо сказывается на бизнесе, так как приводит к дополнительным потерям и блокировкам банковских счетов.
Налоговые риски связаны с тем, что совершая операции с неблагонадежным партнером можно лишиться и расходов, уменьшающих налоговую базу и НДС. Кроме того, придется заплатить пени и штрафы. В случае невозможности погасить свои налоговые обязательства возможно привлечение к субсидиарной ответственности.
Предпринимательские риски всегда связаны с тем, что доверяя тому, кто этого доверия не заслуживает, можно лишиться имущества. Оценивая возможность заключения контракта, нужно обратить внимание на платежеспособность претендента, и возможность выполнить свои обязательства по договору. Многих из вышеперечисленных рисков есть возможность избежать, если ответственно выбирать того с кем вести бизнес. Прекрасные ценовые качества сделки – это не главный признак благополучной сделки. Надо думать о ее дальнейших последствиях и понимать все риски.
Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.
Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.
Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.
Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое
Отправить заявку на демоверсию
Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:
- на требованиях законодательства;
- на судебной практике;
- на разъяснениях регулятора.
Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.
В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?
Такой реестр есть на сайте ФАС. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента
Внутреннее положение о проверке контрагентов
Проявление должной осмотрительности препятствует налоговым инспекторам признать налоговую выгоду необоснованной (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53). Какой объем сведений о контрагенте можно считать достаточным, чтобы утверждать о проявлении должной осмотрительности. Какие действия должна совершать компания.
Первым организационным действием является внедрение внутреннего положения о проверке контрагентов. Данный документ представлен ниже. Положение содержит перечень сведений, достаточных для должной осмотрительности. Этот документ уже внедрен у клиентов компании, учитывает практику хозяйственной деятельности.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проверке контрагентов при заключении договоров
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о проверке контрагентов при заключении договоров (далее – Положение) разработано в целях обеспечения требования должной осмотрительности общества с ограниченной ответственностью «Компания» (далее – общество).
1.2. Общество обеспечивает свою деятельность с должной осмотрительностью и осторожностью и не допускает каких-либо отношений с контрагентами, обладающими признаками недобросовестных.
1.3. Общество основывается на презумпции добросовестности контрагента. Контрагент признается недобросовестным, если обществу должно быть известно об обстоятельствах его недобросовестности
1.5. О недобросовестности контрагента могут свидетельствовать следующие признаки (в совокупности и взаимосвязи), выявленные обществом:
1.6. Сами по себе указанные в п. 1.5 обстоятельства, не могут служить основанием для признания контрагентом недобросовестным и причиной отказа в заключении договора с ним.
1.7. В целях определения добросовестности контрагента на сотрудников общества (указать подразделения, напр. менеджеров) возлагаются обязанности по проверке контрагента. Кроме того, общество ведет юридические дела контрагентов.
2. Проверка контрагентов.
2.1. Менеджер должен быть лично знаком с представителями контрагента, знать их должность, фамилию, имя, отчество.
2.2. Должна быть и сохраняться переписка с представителями контрагента.
2.3. Менеджер должен стремиться посетить контрагента в месте нахождения его офиса.
2.4. Менеджер должен формировать личное дело контрагента.
2.5. Менеджер должен стремиться познакомиться с непосредственными исполнителями контрагента.
2.6. Менеджер обязан получить всех вышеуказанные сведения и документы (п. 2.1 – 2.5) в следующих случаях:
а) доля расходов по сделке с контрагентом в общей сумме затрат общества существенна;
б) общество осуществляет с контрагентом вексельные сделки;
в) контрагент в сделке с обществом выступает в роли посредника;
г) наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.).
При отказе контрагента от предоставления запрошенных документов, менеджер присваивает такому контрагенту категорию «контрагент с рисками», о чем делает отметку в юридическом деле контрагента.
3. Юридическое дело контрагента.
3.1. Юридическое дело контрагента формируется одновременно с формированием документов на заключение договора.
3.2. В целях оформления юридического дела контрагента менеджер запрашивает документы и информацию по перечню у контрагента. Запрос документов и информации помещается в юридическое дело.
Поскольку первые четыре из перечисленных выше пунктов, по сути, сводятся к одному – проверке налогоплательщиком деятельности контрагента, то давайте более подробно поговорим о том, как на сегодняшний день грамотно исполнить требование контролирующих органов о проявлении должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента. Сразу отмечу, что, учитывая современные веяния в этом направлении, каждой организации имеет смысл в качестве внутреннего локального акта разработать положение, регламентирующее порядок действий его сотрудников для формирования досье на контрагента. Я называю этот документ
«Регламент соблюдения организацией принципа «должной осмотрительности»
Чтобы облегчить вам эту работу, предлагаю посмотреть наиболее важные извлечения из него, которые я прокомментирую. Ниже курсивным шрифтом приведен образец Регламента. Моменты, которые я буду комментировать, выделены ниже полужирным шрифтом.Сам образец Регламента по должной осмотрительности в формате Word можно скачать .
2. Документы запрашивались Компанией в целях проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов на основании официальных письменных разъяснений Минфина и ФНС России, а также судебной практики. (В ЭТОМ ПУНКТЕ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПИСЬМА ФНС/МИНФИНА И АКТЫ ВАС РФ, ВС РФ, КС РФ, НИЖЕСТОЯЩИХ СУДОВ).
3. Контрагент подтвердил, что он своевременно и в полном объеме выполняет все установленные действующим налоговым законодательством Российской Федерации обязанности налогоплательщика и что в отношении Контрагента не инициирована процедура банкротства и Контрагент не находится в стадии ликвидации или реорганизации. 4. Контрагент располагает полномочиями, финансовыми средствами и прочими условиями, необходимыми для заключения коммерческих Договоров и исполнения всех финансовых обязательств по Договорам; исполнение Договоров не влечет за собой нарушения или неисполнения
Полученную выписку, а также электронное письмо необходимо распечатать для приобщения к формируемому досье.
- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
- сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
- сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
- адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;
Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня
На протяжении последнего десятилетия система проверки деловых партнеров сильно менялась. Ведь еще до 2010 года отсутствовали какие-либо подробные разъяснения по этому вопросу, не сформировалась судебная практика и даже не была принята концепция должной осмотрительности.
Впервые попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика при выборе контрагентов была предпринята в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. С тех пор прошло более 10 лет, но многие компании по-прежнему уверены, что сегодня для проверки делового партнера достаточно сбора базовой информации из открытых источников. Конечно, такую информацию иметь нужно, но судебная практика показывает, что этот подход уже устарел.
Бизнес хочет понять, каких мер и в каком объеме ожидают от него налоговики, почему он должен «отвечать» за своих контрагентов и каких действий будет достаточно для того, чтобы предотвратить негативные последствия в работе с партнерами.
На эти вопросы в рамках конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020», организованной компанией СКБ Контур, ответила Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY.
Вот онлайн — порталы, которыми я рекомендую пользоваться при проверке контрагента!
Анализируя возможность работы с тем или иным партнером воспользуйтесь:
- — сервис «Прозрачный бизнес», проверяется текущий статус контрагента, его система налогообложения, сохраняется выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРНИП — проверяется отсутствие сведений о дисквалифицированных руководителях и владельцах компаний — сервис Службы судебных приставов, проверяется наличие исполнительных листов. — проверяются сведения об участии контрагента в арбитражных процессах -проверяется информация о недействующих юридических лицах и компаниях, находящихся в той или иной стадии ликвидации. — проверяется информация о действительности паспорта руководителя/владельца компании — сведения о наличии блокировки счетов компании со стороны ФНС (наличие неоплаченных налогов или несданной отчетности)
Зачем проверять контрагентов
Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.
Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.
Как обосновать выбор контрагента?
В организациях проверкой контрагентов занимается юридический отдел, и в случае сомнения, он просит лицо, которое желает заключить договор, обосновать свой выбор контрагента. Если организация средняя, то проверкой занимается самостоятельно каждый отдел, и обосновать свой выбор их просит уже руководитель отдела либо директор.
Также сомнения могут возникать у налоговых органов либо банков, почему вы выбрали данного контрагента. Налоговые органы или банк могут направить вам запрос о предоставлении обоснованности вашего выбора контрагента.
Документ об обоснованности выбора контрагента лучше составлять в письменной форме, руководствуясь внутренними регламентами компаниями и всеми собранными документами контрагента. Обосновать свой правильный выбор для проверки, помогают именно документы, которые предоставил контрагент.
В письменной форме следует изложить следующее:
- Что копии всех документов от контрагента получены и проверены, рисков работы с ним не выявлено;
- Предприятие зарегистрировано в ЕГРЮЛ, имеется выписка, организация в процессе банкротства не находится;
- На момент заключения договора у контрагента не имеются суды, исполнительные производства (просмотрена арбитражная картотека Арбитражного суда и ФССП);
- На сайте ФНС установлен тот директор, учредитель, который указан в предоставленных документах контрагентом, что место нахождения компании указано верно, и не является адресом массовой регистрации;
- Приложенные документы, в подтверждение обоснованности своего выбора;
Также на основании писем ФНС, может быть приложена в качестве обоснования деловая переписка с контрагентом, источник информации о лице, данные о приобретаемых товарах, работах, услугах.