Ответственность за несданную декларацию по УСН для ИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за несданную декларацию по УСН для ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Здесь все зависит от того, что именно не заплатили – сам налог или авансовые платежи по налогу. Если авансовые платежи, то штрафов нет, но не спешите радоваться, потому что есть пени, которые считаются исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Штраф за неуплату налога

Объясним на примере. Вы должны были заплатить, но не заплатили аванс в размере 10 000 тысяч рублей. Ставка рефинансирования на момент написания этой статьи – 9,25%. Считаем штраф:

10 000 х 1/300 х 9,25% = 3,08 руб. за каждый просроченный день.

Если же не оплатили годовой налог, то тут подключаются штрафы, и немаленькие: 20% от неуплаченной суммы. Если сотрудникам ФНС удастся доказать, что не платили умышленно, то штраф подскочит до 40%.По такому же принципу считаются штрафы за неуплату торгового сбора и страховых платежей за сотрудников, если они есть.

За неуплату налогов и пеней тоже могут заблокировать счет, но только в пределах суммы долга. Процедура разблокировки та же, что описана выше.

Если долги по налогам будут масштабными и счет пойдет на миллионы, можно доиграться до уголовного дела и лишения свободы.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

В каких случаях налоговики блокируют счет из-за отчетности:

  1. Не сдали налоговую декларацию в установленный срок
  2. Решение о блокировке счета из-за несданной вовремя декларации ИФНС принимает через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ.

    Налоговая вправе заблокировать все деньги на счетах, включая электронную валюту и электронные кошельки.

    Сроки сдачи отчетности в 2020 году

    Сроки сдачи отчетности УСН фирм в 2020 году

  3. Не исполнили правила электронного документооборота
  4. Если организация, которая должна отчитываться в электронном виде в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит электронный документооборот с ИФНС, налоговая может заблокировать расчетный счет.

    Обратите внимание, что с 2020 года сдавать отчетность на бумаге могут только те компании, у которых численность персонала не превышает 10 человек. Ранее этот ограничитель был больше. Разрешалось сдать отчетность на бумаге фирмам, у которых численность работников не более 25 человек.

  5. Не сдали 6-НДФЛ
  6. Если вы, как налоговый агент, не представите в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ по форме 6-НДФЛ, в течение 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи 6-НДФЛ, налоговая вправе заблокировать расчетный счет на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.

    Срок сдачи 6-НДФЛ за 2019 год– до 2 марта 2020 года.

  7. Не сдали Расчет по страховым взносам
  8. Налоговики могут блокировать счета за несвоевременную сдачу Расчета по страховым взносам. Блокировка возможна через 10 дней после окончания срока подачи Расчета на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.

    Срок сдачи РСВ за 2019 год – до 30 января 2020 года.

Кроме этого, счет фирмы могут заблокировать, если вы не подтвердите прием и не ответите на требование ИФНС.
ИФНС принимает решение о блокировке счета в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи фирмой квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ.

Как наказать ИФНС за незаконную блокировку

Незаконную блокировку счета можно обжаловать. Проще всего попробовать решить вопрос на уровне своей инспекции, обратившись с жалобой к руководителю ИФНС или его заместителям. Если это не поможет, то можно подать жалобу в УФНС своего региона, а затем и в суд.

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.

Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом.

Сумма процентов, причитающихся организации, рассчитывается по формуле:

Проценты = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней незаконной блокировки × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году

Штрафы за несвоевременную подачу

Если декларация была подана, но не своевременно, то санкций в виде штрафов не избежать. Штраф для ИП за несвоевременную сдачу декларации – это 5 % от налога, который не был уплачен вовремя. ИФНС способна привлечь предпринимателя за это правонарушение в течении трех лет.

Внимание! Что делать, когда не успеваете подать декларацию? В этом случае документ нужно сдать как можно раньше, тогда штраф хоть и будет, но минимальный. За несколько дней просрочки сдачи набежит не более 100 руб. Это не такая большая сумма, если вспомнить, что штраф за несданную декларацию по УСН для ИП составляет от 1000 руб.

Прибыль, которая была получена коммерсантом, работающим на ОСНО, декларируется строго до 30 апреля. Это должен быть год, который следует за тем, когда средства от дохода поступают на счет. Если до данного периода времени не предоставить положенную декларацию, налогоплательщик автоматически столкнется со штрафными санкциями.

Внимание! Срок сдачи отчетности за 2021 год согласно постановлению No 409, был сдвинут на три месяца. Декларацию за 2021 год можно подать до 30 июля 2020-ого.

Если отчетный документ будет отражать информацию по вычетам НДФЛ, если не нужно платить налог, требования по соблюдению временных сроков соблюдать не требуется. Подобную декларацию можно сдавать на протяжении всего года. Никаких штрафных санкций здесь не будет.

Если коммерсант не вел никакой коммерческой деятельности, он все равно заполняет положенную форму и сдает ее в установленные даты. В этом случае сдается нулевая декларация. При полном отказе от данной процедуры ИП может столкнуться со штрафом.

Работа контролирующих органов

Каждый индивидуальный предприниматель может отчитываться перед государственными структурами самостоятельно. Отчеты должны касаться доходов и начисленного налога, который требуется оплатить. Если положенный отчет платить не вовремя, сотрудник налоговой инспекции начислит денежный штраф. Если коммерсант не зафиксирует в декларации какую-то из операций, не стоит рассчитывать, что он уйдет от оплаты положенного налога. Налоговая организация получает необходимые сведения о проведенных манипуляциях из самых разных источников. Вот самые основные из них:

  • Росреестр – здесь фиксируются операции, связанные с переходом прав на недвижимость. Речь идет о земельных наделах, квартирах, домах и гаражах;
  • ГИБДД – приобретение транспортных средств;
  • финансовые учреждения – движение денежных сумм.

На базе полученной из разных организаций информации сотрудники ФНС рассчитывают размер налога. Если по прошествии установленного времени сумма не приходит, если было обнаружено, что объем полученной прибыли был снижен, предпринимателю будет назначен достаточно серьезный штраф.

  • ЕУД является особым отчетом, сдаваемым лишь в ситуации отсутствия у налогоплательщика хозяйственной деятельности и только в отношении некоторых налогов. Срок ее представления наступает раньше срока подачи обычных деклараций по тем налогам, которые могут быть отражены в ЕУД.
  • Обязанность заменить обычные декларации с нулевыми данными на ЕУД у налогоплательщика нет. Поэтому, не сдав вовремя ЕУД, он без каких-либо негативных для себя последствий может отчитаться по показываемым в ней налогам, оформив обычные декларации по ним и сдав их в сроки, установленные для подачи таких деклараций.
  • Если ЕУД сдается по истечении срока, отведенного для ее представления, то налогоплательщик за ее неподачу в срок наказывается штрафом 1 000 руб., налагаемым по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.

Сдача декларации по НДС — особенности

Напомним, что главная цель составления отчетности для налоговой службы и последующей ее подачи в фискальные органы является предоставление государству информации об услугах, работах и товарах, предоставленных, проделанных и проданных (купленных) организацией. Помимо этого, там также указывается и сумма платежей, перечисляемых в бюджет. Деньги, как известно, любят счет, поэтому фискалы строго контролируют корректность данных в декларациях, полноту указанной там информации, а также своевременность предоставления этих документов.

Законодательством также установлен налоговый период, за который сдается отчетность – 3 месяца, то есть квартал. Также предусмотрены конкретные сроки подачи документов. В частности, декларация по налогу на добавленную стоимость должна быть подана 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Следует отметить один важный момент. Иногда может возникнуть ситуация, когда эта дата выпадает на выходной либо праздничный день. В таком случае срок сдачи переноситься на следующий рабочий день, например, с субботы на понедельник. Вот конкретный пример. Декларацию по НДС за 1-й квартал текущего года следует подать 25 апреля, за 2-й – 25 июля и так далее.

Предоставлять ее обязаны все предприниматели, организации и предприятия, являющиеся налоговыми агентами и работающими с налогом на добавленную стоимость.

Следует также напомнить и об еще одном важном моменте. В 2015 году налогоплательщиков в РФ обязали подавать декларации в фискальные органы в электронном виде. Чтобы это сделать, каждому, кто работает с НДС, предварительно следует приобрести электронную подпись с информацией о декларанте. Помимо этого, на компьютер также устанавливается специальное программное обеспечение – приложение КриптоПро. Оно считывает шифр электронной подписи, проверяет ее, после чего отправляет дальше. Для того чтобы архивировать отправляемый файл, нужно поставить еще одно специальное приложение – КриптоАРМ. Все допущенные декларантом нарушения отслеживаются единым порталом, уведомляющим налогоплательщиков по электронной почте о выявленных проблемах.

Читайте также:  Договор дарения автомобиля в 2023 году: особенности оформления

При этом лица, не работающие с НДС, но занимающиеся оказанием услуг, выставляют счет-фактуры в любом случае. Декларации в бумажном виде теперь разрешено предоставлять только налоговым агентам, причем распространяется это далеко не на всех. Как видим, нововведения в сфере электронной отчетности затронули всех плательщиков НДС. Единственное, что было оставлено без изменений – срок подачи соответствующей декларации.

Хотелось бы объяснить еще один момент. Многие ошибочно считают, что электронную отчетность и счет-фактуру необходимо подавать фискалам в любом случае. На самом деле, это заблуждение. Декларанты обязаны предоставлять налоговым органам электронную декларацию, тогда как счет-фактура в подавляющем большинстве случаев – дело добровольное.

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го — больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Порядок принудительного взыскания задолженности

Если юридическое лицо или ИП не погасили задолженность вовремя, к ним будут применены меры по ее принудительному взысканию. Делается это за счет средств на текущем счете должника или за счет электронных денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ). Для этого ФНС должно принять соответствующее решение, но сделать это она может только после окончания срока, указанного в требовании. На принятие решения о взыскании денежных средств с должника ФНС дается два месяца. Поручение на списание налоговой задолженности может быть оформлено на бумаге или в электронном формате (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Если ФНС не успело взыскать средства в течение двух месяцев, она все еще может это сделать путем обращения в судебный орган. Для этого нужно будет написать заявление в течение 6 месяцев с момента окончания срока, указанного в требовании (п. 3 ст. 46 НК РФ). Восстановить этот срок ФНС может только через суд, но только тогда, когда срок был пропущен по уважительной причине.

При наличии основания полагать, что взыскать штраф с организации или ИП будет проблемно налоговая может принять обеспечительные меры. Делается это в том случае, если у нее нет информации о текущем счете налогоплательщика или если на счету отсутствуют денежные средства или их недостаточно для погашения всей суммы задолженности. К обеспечительным мерам можно отнести:

  • взыскание задолженности за счет другого имущества (ст. 47 НК РФ);
  • приостановку движения на расчетном счете (ст. 76 НК РФ).

Взыскать недоимку за счет иного имущества должника ФНС может в течение одного года по окончании срока погашения задолженности, указанного в требовании. Либо это можно сделать путем обращения в суд на протяжении 2 лет по окончании срока на погашение, содержащегося в требовании (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).

Описанный выше досудебный порядок обязателен при взыскании с должника задолженности по УСН-налогу, пеням и штрафам.

Налоговый орган на основании решения о привлечении юридического лица или ИП к ответственности имеет право обратиться в арбитражный суд о взыскании назначенной санкции только по завершении обязательной процедуры досудебного порядка. Поэтому, если не удалось вовремя сдать налоговую отчетность по УСН, налоговые специалисты рекомендуют погасить задолженность сразу после получения требования.

Штраф за несдачу отчетности в Фонды

При несвоевременном представлении в Соцстрах расчета по форме 4-ФСС, работодателю грозит штраф в размере 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного/расчетного периода, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% процентов от суммы взносов и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

Штраф в таком же размере грозит работодателю и в случае, если сейчас он решит представить в ПФР своевременно не поданный расчет по форме РСВ-1 за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017), ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ).

Читайте также:  Мои года. Накопительная пенсия в вопросах и ответах

Что же касается несвоевременной подачи СЗВ-М, а также другой персотчетности в ПФР, то такое нарушение наказывается штрафом в размере 500 руб. за каждое лицо, в отношении которого должны были быть поданы сведения (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).

Предмет рассмотрения Конституционного Суда РФ — ранее действовавший п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» содержал четыре абзаца, из которых (применительно к налоговым декларациям) лишь третий посвящен ответственности налогоплательщиков — физических лиц, а второй — физических лиц, занимающих руководящие должности в организациях-налогоплательщиках (законных представителей). Во втором случае за одно деяние физические лица должны были нести административную ответственность, а организации — налоговую: различны не только субъекты, но и виды ответственности.

Конституционный Суд РФ не сделал никаких выводов о неконституционности названной нормы Закона РФ «О налоговых органах РФ». Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в настоящее время взамен ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» установлена гл. 15 КоАП РФ, после вступления в силу которой перечень административно наказуемых деяний в данной области значительно расширился.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 уже дан комментарий соотношения норм налоговой ответственности по НК РФ и административной ответственности по КоАП РФ, «поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

Статья 17 НК РФ не относит к числу обязательных для любого налога элементов сроки представления отчетности по ним. Вместе с тем ст. 15.5 КоАП РФ, корреспондируя с нормой п. 6 ст. 80 НК РФ, признает, что сроки представления налоговой декларации могут определяться только актами законодательства о налогах и сборах, к числу которых не относятся акты Минфина России и ФНС России (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Если сроки представления деклараций в законодательном порядке не предусмотрены, налогоплательщик и его представитель — должностное лицо не могут их нарушить, поэтому в этой части в их деянии отсутствует противоправность. Сходная точка зрения положена в основу правовой позиции Определения Конституционного Суда РФ от 20 июля 2003 г. N 316-О, где суд признал следующее: «Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте». Какие-либо правовые основания для отказа от перенесения выводов Конституционного Суда РФ на положения ст. 15.5 КоАП РФ отсутствуют. С судебной практикой по вопросу установления срока представления декларации только законом в своих документах соглашается и МНС России. Письмом МНС России от 21 декабря 1999 г. N АП-6-07/1030 исключено применение ст. 119 НК РФ в отношении декларации по ранее действовавшему налогу на отдельные виды транспортных средств, сроки представления которой были указаны в ведомственных актах.

Законодатель вправе использовать различные способы юридической техники в целях регламентации сроков представления налоговой отчетности. Допустимо установление законодателем порядка его исчисления путем указания на наступление определенного юридического факта. В частности, утратившая в настоящее время силу ст. 16 Федерального закона от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» упоминала об обязанности составления расчета по земельному налогу в течение одного месяца со дня получения вновь отведенного земельного участка. Если же сроки представления налоговой декларации по налогу не установлены вообще никаким нормативным актом, правовая ответственность невозможна. В Постановлении ФАС Московского округа от 18 мая 2004 г. N КА-А41/2951-04 обосновывается недопустимость реализации ст. 119 НК РФ: «Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что положения пункта 10 статьи 227 НК РФ не содержат указаний о сроке, в который должна быть представлена новая налоговая декларация о предполагаемом доходе».

Все существенные элементы налоговой декларации содержат и уточненные расчеты налогов. Однако полагаем, что в части возложения санкций за непредставление такого вида документов ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ не наступает. Действительно, п. 1 ст. 81 НК РФ обязывает налогоплательщика при обнаружении в поданной налоговой декларации неотражения (неполноты отражения) сведений внести в нее изменения и дополнения. Но срок представления уточненной декларации конкретно не установлен и лишь обусловлен законом фактом обнаружения ошибки. В случае если в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган и сможет неопровержимо доказать расхождение между сроками обнаружения ошибки и фактического представления уточненной налоговой декларации, то просчет законодателя, не установившего срок на совершение действия обязанным лицом, исключает существование события правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ . Сходная точка зрения применительно к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12 июля 2005 г. N 2769/05.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *