Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы борьбы ФНС с уклонением от налогов в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рамочное соглашение между странами-участницами OECD включает план, направленный на ликвидацию возможностей для крупного бизнеса по уклонению от уплаты налогов. Он, помимо повышения ставки налога на прибыль, предусматривает продвижение концепции «плати там, где работаешь». Другими словами, налоги должны платиться там, где получена прибыль, а не по месту регистрации компании.
Другая декларируемая организацией цель – совершенствование правил налогообложения в пользу повышения их справедливости и прозрачности.
Инициаторы называют одобрение соглашения «важным шагом на пути решения проблем, вызванных цифровизацией экономики, из-за которых международная система налогообложения не может приспособиться к развивающимся бизнес-моделям крупных транснациональных корпораций».
Переход всех стран ЕС на 15-процентную ставку налога на прибыль, по оценке OECD, позволит привлечь дополнительные $150 млрд в год в виде налогов и стабилизировать международную налоговую систему.
Стоит упомянуть, что, помимо Ирландии, в четверг, 7 октября 2021 г. к соглашению присоединилась Эстония. Против соглашения по-прежнему выступает Венгрия. Если всем заинтересованным сторонам удастся достигнуть консенсуса, то соглашение вступит в силу в 2023 г.
Как получить выгодное налоговое резидентство в Европе
Для того, чтобы платить низкие налоги в Европе заинтересованному лицу необходимо получить статус резидента желаемой страны. А он предоставляется не так просто. Обычно, чтобы стать налоговым резидентом необходимо выполнить ряд условий, среди которых – необходимость прожить в стране 183 дня в течение года. Но нужно отметить, что в ряде стран требования лояльней и получить выгодное налоговое резидентство в Европе удастся раньше:
Страна | Варианты получения налогового резидентства в ЕС |
Андорра | Пребывание более 183 дней в календарном году.Наличие центра деятельности (бизнес) на территории страны. |
Болгария | Наличие постоянного адреса в Болгарии.Проживание на территории страны более 183 дней в каждом 12-месячном периоде.Наличие центра жизненных интересов в Болгарии (семья, имущество, работа, бизнес). |
Гибралтар | Пребывание в течение периода и периодов в совокупности не менее 183 дня.Период пребывания в Гибралтаре в течение 3 последовательных лет, в течение которых общее количество дней нахождения на территории страны превышает 300 дней. |
Грузия | Проживание на территории страны более 183 дней в каждом 12-месячном периоде.Наличие документального подтверждения права собственности на имущество стоимостью более 3 000 000 лари (не обязательно в Грузии) и дохода в размере 200 000 лари в год за последние 3 года. |
Кипр | Проживание в течение или более 183 календарных дней. При этом день отъезда не считается днем проживания, а день приезда – считается. Также за один день принимается прибытие и отъезд на Кипр.Правило «60 дней» действует если физлицо соответствует следующим требованиям: не проживает в любом другом государстве более 183 дней; не является налоговым резидентом других государств; проживает на Кипре более 60 дней; имеет экономические интересы (бизнес, жилье) на Кипре. |
Монако | Пребывание на территории княжества непрерывно более 183 дней и документальное подтверждение высоких доходов/наличие бизнеса в Княжестве |
Литва | Постоянное место жительства в течение налогового периода в Литве.Наличие личных, социальных или экономических интересов в Литве.Пребывание в Литве в течение периода или периодов в совокупности 183 дней или более в течение налогового периода.Пребывание в Литве в течение периода или периодов в совокупности 280 дней или более в течение последовательных налоговых периодов, при условии, что пребывание в Литве в течение периода или периодов составляло в совокупности 90 дней или более в любом из таких налоговых периодов.Любое физическое лицо, которое является гражданином Литовской Республики, но не соответствует вышеуказанным критериям, и которое получает вознаграждение по трудовому договору или договору, по сути, соответствующему трудовому договору, или чьи расходы на проживание в другой стране покрываются из государственного или муниципального бюджета Литвы. |
Лихтенштейн | Наличие вида на жительство.Пребывание на территории страны непрерывно более 6 месяцев, без учета краткосрочных перерывов. |
Черногория | Провести не менее 183 дней в налоговом году в Черногории.Наличие постоянного местожительства в Черногории.Наличие центра личной и экономической деятельности в Черногории. |
Чехия | Пребывание более 183 дней в календарном году.Наличие постоянного места жительства Чехия (постоянный адрес). |
Справедливое налогообложение в Евросоюзе
В Евросоюзе подсчитали — потери бюджета из-за недобросовестных налогоплательщиков ежегодно составляют от 50 до 70 миллиардов евро. Эта сумма практически равна ВВП одной из стран ЕС — Болгарии. И конечно, как любое другое правительство, правительство ЕС не хочет мириться с такими масштабными убытками. Особенно, принимая во внимание существующие проблемы с дефицитом бюджета во многих странах-участницах блока.
Пакет мер по борьбе с корпоративным уклонением от уплаты налогов, разработанный Еврокомиссией, призывает страны ЕС принять более сильную и скоординированную позицию в отношении компаний, которые стремятся избежать уплаты своей доли налогов, и начать целенаправленное внедрение международных стандартов против размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Новый пакет мер, предложенный Еврокомиссией, включает в себя:
- обязательные меры, направленные на то, чтобы заблокировать все основные методы, которые компании используют для уклонения от уплаты налогов;
- рекомендации для стран-участниц ЕС о том, как предотвратить злоупотребление условиями налоговых соглашений;
- предложение для стран-участниц ЕС делиться налоговыми сведениями о транснациональных корпорациях, действующих в на территории ЕС;
- действия, направленные на продвижение эффективного управления в сфере налогообложения на международном уровне;
- новый процесс в рамках ЕС — внесение третьих стран, отказывающихся от сотрудничества, в специальные “черные списки”.
Бегство от налогов и уклонения от них
Бегство от налогов и уклонения от них — явление настолько древний, как и сами налоги. С тем и другим связано уменьшение общественных доходов, которые обслуживают как общегосударственные, так и местные потребности. С ними связано и использования бизнесменами оффшорных центров.
Бегство от налогов заключается в искусственном снижении налоговых обязательств до такого уровня, при котором налогообложения достигает наименьшей величины. Здесь имеет место приспособления конкретной ситуации к такому положению, которое наиболее выгодно для налогоплательщика. Можно искусственно создать ситуацию с уплатой налога, проведя фиктивный распределение пахотной земли между членами семьи собственника. Можно вполне легально уменьшить объем производственной деятельности или изменить расстановку производства.
Эффективность системы налогообложения ЕС
По оценкам финансовых экспертов, в результате уклонения от уплаты налогов бюджеты стран Евросоюза недополучили 50-70 миллиардов евро. Для сравнения, эта сумма равна ВВП Болгарии и естественно, что бюджеты стран не готовы нести столь масштабные потери и будут всячески стараться перекрыть утечку средств в карманы владельцев частного бизнеса.
Пакет мер, которые представила Еврокомиссия, направлен на ужесточение мер по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками и координацию сил внутри союза. Таким образом, каждому представителю бизнеса будет намного сложнее вывести компанию из налогового поля каждой из стран и сэкономить на сумме, предусмотренной законодательством.
Новая директива предполагает следующие инновации в системе налогообложения:
- обязательное принятие комплекса решений для нейтрализации всех возможных схем, которые применяются внутри каждой страны;
- каждая из стран получает комплекс рекомендаций для предотвращения злоупотребления нововведениями;
- обмен информацией между странами ЕС позволит быстро выявлять недобросовестных плательщиков среди транснациональных компаний;
- повышение эффективности управления налоговыми активами;
- создание специального черного списка третьих стран, которые отказываются от налогового сотрудничества.
Главная цель – установить умысел в совершении налогового преступления. Пример: подставные лица (фирмы-однодневки) используются, как правило, умышленно, и задача следственных органов — выявить и доказать это. В то же время, к уголовной ответственности будет практически невозможно привлечь, если спорная компания является контрагентом второго или третьего звена, и не установлено, что именно налогоплательщик контролирует однодневку.
Другие частые ошибки следствия : дело возбуждено преждевременно, постановление о возбуждении дела носит формальный характер, а процессуальные проверки проводятся некачественно. Такие дела часто прекращаются, например, если позже выяснилось, что предприятию дали право на реструктуризацию задолженности в бюджет.
Или в материалах дела четко не указан привлекаемый субъект.
Налоговый орган, когда направляет материалы в правоохранительные органы, не сообщает, что организация открыла новые счета в банках, или что руководство частично гасит задолженность.
Следователи допрашивают налогового инспектора в качестве свидетеля, а не специалиста (хотя он не может свидетельствовать о совершенном преступлении).
Обратите внимание
В 2021 году в ст. 199 УК внесли прим. 2, которое освобождает от уголовной ответственности лицо, которое впервые совершило преступление, если организация или само это лицо полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штраф. Это помогло законно прекратить две трети возбужденных дел по налоговым преступлениям.
Искусство кройки и шитья
Одна из главных ошибок следствия в доказывании — неправильное определение времени. Например, для налоговых преступлений имеет значение та сумма налога, которая не была уплачена в течение трех финансовых лет подряд.
Как правило, в ходе проверок охватываются последние 3-5 лет, что не создает предпосылок освободить от ответственности за истечением сроков давности. Сроки привлечения к ответственности составляют до 10 лет – чем больше сумма, тем больше срок. А возбуждают дела обычно по особо тяжким составам – то есть очень большим суммам.
Обратите внимание
Но некачественно проведенное следствие иногда может привести к прекращению дела по срокам давности . Это возможно, если подтвержденная сумма ущерба в ходе расследования окажется ниже 45 млн руб., учитывая то, что процессуальные и все необходимые налоговые проверки длятся очень долго.
Разные документы могут подтверждать наличие или отсутствие признаков преступления – в зависимости от обстоятельств дела. Часто их берут из материалов налоговой проверки. При этом многие бумаги предоставляет сам налогоплательщик в попытках доказать реальность и адекватность своих экономических «маневров».
Некоторые документы обязательны для квалификации преступления. Например, в случае возмещения НДС- это не только декларация, но и заявление о возвращении суммы на расчетный счет. Если налогоплательщик не подал заявление, то невозможно говорить даже о покушении на хищение бюджетных средств. Ведь он не совершил всех зависящих от него действий, чтобы получить заветную сумму. В то же время в следственной практике есть случаи, когда в материалах дела заявлений нет, но налогоплательщику вменяют покушение на мошенничество (если налоговый орган отказал в возмещении).
Обратите внимание
В некоторых случаях бумаг может и не быть.Если нет первичных документов, например, фиктивных договоров – это не большая проблема для налоговых органов и следствия. Наоборот, отсутствие «первички» может лишь ухудшить положение налогоплательщика и подтвердить нереальность хозяйственной операции.
Если же документы важны для доказывания, но их нет, то следственные органы могут обойтись и без них. Cледователи много раз допрашивают одних и тех же свидетелей, которые рассказывают об этих документах. Если в деле не хватает неких фиктивных, по версии следствия, бумаг, следствие иногда может «поставить это на вид обвиняемому». Мол, он «для сокрытия своих преступных действий дал указание неустановленным следствием лицам уничтожить фиктивные документы».
Обострение проблемы уклонения от налогов и оборота «грязных» денег
Оборотной стороной проблемы двойного налогообложения в международных отношениях является уклонение от налогов. Уклонение от налогов — такое же старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило качественно новый характер, связанный с исключительным усложнением налоговых законов, усилением роли крупного бизнеса и монополистических объединений и прогрессирующей интернационализацией экономической жизни. Действительно, прежде уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или фальсификации налоговых отчетов и деклараций. Все эти действия представляют собой явное и прямое нарушение налоговых законов, и налоговые власти в наши дни научились довольно эффективно с ними справляться (правда, среди некоторых категорий налогоплательщиков — мелких торговцев и предпринимателей, лиц «свободных» профессий и др. — нарушения налоговых законов все еще выходят за рамки «допустимых» пределов). Практика нарушения налоговых законов существует и растет в масштабах и в наши дни, однако на первое место выходит проблема «неявного» обхода налоговых законов.
Паваротти едва не попал за решетку
Итальянские мытари всегда считали знаменитостей источником легкого пополнения государственной казны. С этой целью они регулярно устраивают «наезды» на крупных бизнесменов, актеров, певцов и спортсменов.
Кульминацией жесткой политики властей по отношению к знаменитым итальянцам является пример Софи Лорен. В 1982 году ей пришлось отсидеть 17 дней в тюрьме по обвинению в неуплате налогов.
Естественно, налоговая полиция не могла не обратить пристальное внимание и на Лучано Паваротти, зарабатывавшего в годы расцвета до 60 млн долларов ежегодно. Его обвинили в том, что с 1989 по 1995 годы он подавал неправильно заполненные декларации о доходах, в результате чего недоплатил в казну порядка 19 млн долларов.
Итальянские власти считали, что певец должен платить налоги на родине, в Модене, где у него несколько домов, акции десятка промышленных предприятий и где живут родные и близкие. Паваротти же утверждал, что живет в Монте-Карло и обязан платить налоги там, но при этом не только не знал адреса своей монакской квартиры, но даже не мог найти на фотографиях дом, в котором она находится.
Тенору грозили три года тюрьмы. Паваротти встретился с министром финансов Италии и предложил «замять» дело, пообещав заплатить две трети долга.
Вместо того чтобы вернуть 12 млн и оставить национальное достояние в покое, фискалы подали в суд. Их ждала неприятная неожиданность. Судья счел объяснения Паваротти обоснованными и признал его невиновным.
- Оптимизация абсолютно законна, потому что представляет собой разумное планирование своих налогов, а не противоправные действия.
- Оптимизация налогообложения использует различия в налоговом законодательстве других стран, а также вполне легальные льготы и лазейки по принципу «если не запрещено законом – значит разрешено». При этом факт получения прибыли не скрывается, как это происходит в случае уклонения.
- От налоговых обязательств обычно уклоняются уже после того, как они возникают. В то время как оптимизация предполагает анализ и тщательное планирование до наступления налоговых обязательств.
- Ключевое отличие заключается и в результатах. Оптимизировав налогообложение, вы сократите или отсрочите свои расходы. Уклонившись от налогов, вы нарушите закон и в итоге будете подвергнуты административному или даже уголовному наказанию.
Не удивительно, что российские предприниматели в Европе стали уже своими. А многие из них не только зарегистрировали там свои компании, но и получили официальный статус – ВНЖ, ПМЖ и даже гражданство. И дело не в том, что в СНГ плохие условия для ведения бизнеса. А в том, что другие страны создали более эффективные и современные системы для предпринимателей. Этим и привлекают деловых людей всего мира.
Ведь ни один бизнесмен не откажется платить, к примеру, НДС по ставке 8%. Или получить возможность перенести текущие убытки на будущие периоды и покрыть их тогда, когда для этого появится возможность. Кто из предпринимателей России, Украины, Казахстана не мечтает оформлять кредиты для бизнеса по ставке 4-5% годовых, участвовать в прозрачных тендерах?
Этот список различий можно продолжать долго. И чем он длиннее, тем больше бизнесменов стремится оптимизировать налогообложение и снизить налоговые расходы путем регистрации компании в другой стране.
Нужно не просто найти страну с выгодными условиями ведения бизнеса. Важно получить государственные гарантии легальности, безопасности! В Европе такие гарантии предоставляют, в частности, Кипр и Мальта. Здесь предприниматель получает максимальную защиту и лучшие инструменты для бизнес-планирования.
Избежание налогообложения – это легальные действия владельцев компаний, что направлены на сокращение налоговых обязательств законным способом. Такие методы никак не противоречат законам и являются инструментом для получения выгоды от легального метода минимизации налогов.
Уклонение от налогообложения – это намеренные действия предпринимателей для сокращения налогов, что нарушают действующие законы. К примеру:
- бенефициар не подает отчетность или специально ее искажает;
- бенефициар подает ложные запросы на получение льгот и вычетов;
- прочее.
История развития зарубежных уголовно-правовых средств борьбы с преступлениями в сфере налогообложения и некоторыхкриминологических вопросов налоговой преступности
Уклонение от уплаты налогов необходимо рассматривать как явление, возникшее одновременно с появлением самого налогообложения. Как показывает история финансов, многие народные волнения непосредственно или косвенным образом были вызваны тяжелым налоговым бременем. Вследствие этого умышленная неуплата налогов и других сборов может пониматься как контрмера по отношению к такой фискальной политике государства.
Сведения об историческом развитии явления неуплаты налогов можно обнаружить преимущественно в научных публикациях, в которых исследуется процесс возникновения налога и развития института налогообложения. С уверенностью можно сказать, что функционированию института налогообложения каждого государства имманентно присуще такое явление, как нежелание налогоплательщиков расставаться с частью своего имущества, стремление разнообразными способами уменьшить размеры причитающихся государству обязательных платежей. История налогообложения знает массу примеров, когда уплата налога воспринималась как обязанность, которую плательщик выполнял только благодаря мерам жесткого государственного принуждения. Нужно сказать, что открытые возмущения в связи с взиманием налогов чаще всего возникали из-за чрезмерного обложения, а также вследствие недовольства целями, на которые расходовались фискальные средства: ведение войн, строительство дворцов, покупка предметов роскоши и др.
До нас дошли сведения об одном из первых налоговых бунтов — он состоялся в Древнем Египте ок. 1700 г. до н.э. Восставшие крестьяне захватывали города, скот, землю и имения, уничтожали податные списки и судебные дела. Интересен тот факт, что четыре столетия спустя (в 1296 г. до н.э.) египетский фараон Рамсес II заключил с царем хеттов Хаттушилем III первый в истории договор, который предусматривал обоюдную выдачу преступников, в том числе налоговых: «Если кто-то убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса» .
Позднее, во времена римского господства над Египтом (30 г. до н.э.-395 г. н.э.), неэффективность системы сбора налогов и податей неоднократно приводила к восстаниям египтян и отказу платить налоги. По словам римского историка Аммиан Марцеллин, «у них [жителей Египта] стыдится тот, кто не может показать множество шрамов на теле за отказ платить налоги» .
Действительно, уже в самых ранних доиндустриальных обществах — обществах азиатского способа производства — можно встретить примеры умышленной неуплаты налогов. Главной причиной сопротивления налогам являлась неумелая фискальная политика, неспособность государства осуществлять контроль сбора налогов на местах, следствием чего становилось чрезмерное обложение. «Так же нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам» — печально замечает автор древнеиндийской «Артхатшастры» (начало н.э.), и это суждение могли бы повторить многие поколения государственных деятелей от Египта до Китая. Восточные трактаты о науке государственного управления буквально переполнены жалобами на лихоимство чиновников, путающих государственный карман со своим. Еще в XVII в. до н.э. китайский мыслитель Гу Яньу написал сочинение «Цянь лян лунь» («Рассуждения о налогах и сборах»), которое можно считать первым в истории специальным исследованием о «технике искусного обирания народа» .
Нельзя обойти вниманием Ниневию, столицу Ассирийской империи. Обнаруженные там документы свидетельствуют, как обеспокоенный чиновник отправляет письмо Тиграну Паласару III (745-727 гг. до н.э.), описывая трудности взимания налогов в Тире и Сидоне. Налогом облагались приходившие из Ливана вино и лес. Однако один из сборщиков налогов был убит в Тире разъяренными жителями, другой уцелел благодаря вмешательству полиции .
Основные положения УК РФ о налоговых преступлениях.
В силу ч. 1 ст. 5 УК РФ уголовная ответственность наступает за общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.
Состав преступления отсутствует, если налогоплательщик не представил декларацию (расчет) или иные обязательные документы либо включил в декларацию (иные документы) заведомо ложные сведения, но затем до истечения срока уплаты налога сумму обязательного взноса уплатил, тем самым добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца.
Налоговым преступлениям посвящены ст. 198 – 199.4 УК РФ. При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях по ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ суды руководствуются понятиями налогов, сборов, страховых взносов, содержащимися в налоговом законодательстве [3] . Преступления страхователей по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обособлены в ст. 199.3 и 199.4 УК РФ. При этом, как указано в Постановлении № 48, преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, состоящее в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть взыскана недоимка, относится не только к налогам, но и к взносам на травматизм.
Чтобы дальше было легче ориентироваться в нормах уголовного законодательства, перечислим основные налоговые преступления.
Рассмотрим виды налоговых преступлений в таблице.
Способы уклонения от уплаты налогов.
Способами уклонения от уплаты налогов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных названных документов.
Как уточняется в Постановлении № 48, под «иными документами», указанными в ст. 198 и 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, которые прилагаются к налоговой декларации (расчету) и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов.
Неисполнение обязанности налогового агента.
Статьей 199.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение в личных интересах обязанности налогового агента. Субъектом преступления является лицо, на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента (в частности, руководитель организации или уполномоченный представитель организации, лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, индивидуальный предприниматель).
Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует даже в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.
Если действия налогового агента, нарушающие законодательство о налогах и сборах, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.
В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента и одновременно уклоняется от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и, соответственно, ст. 198 (199) УК РФ.